Целью урока является формирование звуковой стороны речи.
Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звука Ш в словах с использованием моделей артикуляции звука Ш, обучать определению позиции звука в слове.
Коррекционно – развивающая задача: развивать внимание, память, артикуляционную, тонкую моторику, речевое дыхание, силу голоса.
Коррекционно - воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию, исполнительность, контроль за собственной речью.
Оборудование: модели артикуляции звука Ш, кукла, картинка бабушки, плоскостное изображение воздушных шариков, карточки со схемами звуков и картинками, предметные картинки на звук Ш.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. К нам сегодня на занятие пришла кукла Маша.
Какой звук слышится в середине слова Маша?
Дети. Звук Ш.
Сообщение темы занятия.
Логопед. Маша сегодня вместе с вами будет учиться правильно и красиво произносить звук Ш.
Артикуляция звука.
Логопед. С помощью модели артикуляции звука Ш расскажем Маше какую форму принимают губы при произношении звука Ш.
Показ модели артикуляции звука Ш.
Дети. Губы принимают округлую форму.
Логопед. Где находится язычок при произошении звука Ш?
Дети. Язычок находится вверху.
Логопед. Какую форму он принимает?
Дети. Он принимает форму чашечки.
Характеристика звука.
Логопед. Расскажем Маше всё, что мы знаем про этот звук.
Дети. Этот звук согласный, глухой, твёрдый.
Дыхательная гимнастика.
Логопед. Маша принесла вам в подарок два шарика. Когда она шла по улице дул ветер и шарики раскачивались от ветра. Подуйте на шарики, покажите, как они раскачивались.
Дети дуют на шарики.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Маша любит ходить в гости к бабушке.
Показ иллюстрации (бабушка).
Бабушка рада видеть внучку. Она её угощает вкусными блинами.
Выполним упражнение «Блинчик».
А ещё бабушка угощает внучку вишнёвым вареньем.
Выполним упражнение «Вкусное варенье».
Из шкафа бабушка достаёт красивую чашечку и наливает в неё внучке чай. Выполним упражнение « Чашечка».
Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра «Не ошибись».
Логопед. Маша любит играть в разные игры. Сейчас мы с вами покажем ей игру, которая называется «Не ошибись».
Каждому из вас я раздам карточку с моделью артикуляции звука Ш и буду произносить слова, если вы услышите в слове звук Ш, покажите модель с артикуляцией звука Маше, а если не услышите в слове звук Ш, переверните карточку, положите её на стол.