Конспект комплексного занятия "Русская матрёшка - символ добра и благополучия"
Конспект комплексного занятия "Русская матрёшка - символ добра и благополучия"
С конспектом "Русская матрёшка - символ добра и благополучия" я принимала участие в профессиональном конкурсе "Мудрое слово" на лучший конспект (сценарий) среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных учреждений г. Владимира в номинации "Конспект комплексного занятия" и получила Диплом II степени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного занятия "Русская матрёшка - символ добра и благополучия"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Владимира «Детский сад № 103 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей»
Конспект комплексного занятия
(подготовительная к школе группа)
Тема:
«Русская Матрёшка –символ добра и благополучия»
Подготовила:
учитель-логопед I квалификационной категории
Ульянова Наталья Александровна
г. Владимир
2015 год
Цель: содействовать автоматизации звука «ш» и закреплению умения составлять рассказ-описание посредством приобщения детей предшкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с Полховско-Майдановской Матрёшкой.
Программные задачи:
1. Воспитательные:
а) формировать позитивно-ценностное отношение к народным художественным промыслам на примере Полховско-Майдановской Матрёшки.
2. Образовательные:
а) автоматизировать звук «ш» в слогах, словах, предложениях, связной речи;
б) ввести в активный словарный запас детей названия русской народной одежды и украшений (шаль, кокошник, брошь, полушалок);
в) познакомить с отличительными особенностями внешнего облика Полховско-Майдановской Матрёшки (полушалок без узелка, чёрные локоны, сведённые глаза и брови, овальный передник);
3. Развивающие:
а) развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание.
Демонстрационный материал: деревянные Полховские матрёшки 6 штук); японская деревянная игрушка Фукурума (6 штук); картинки с изображением шали, кокошника, броши; цветовой символ звука «ш».
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: «Ребята, я предлагаю сейчас нам взяться за руки и улыбнуться друг другу. Теперь у нас всех хорошее настроение и я хочу, чтобы оно осталось у вас на весь день.
II.Мотивация деятельности
Логопед: «Сегодня к нам в гости приехала деревянная игрушка из Японии. (Показ.) А зовут эту игрушку Фукурума. Раскроешь Фукуруму, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья – целая семья.
Логопед: «Дорога у Фукурумы была длинная. Накроем стол для нашего гостя и его семьи с чаем и сладостями».
Логопед: «Вот и чайник наш закипел. Как он шумел? («Ш-ш-ш-ш…»).
Игра «Дополни друга» (характеристика звука «ш» по артикуляционным и акустическим признакам).
Первый ребёнок начинает характеризовать звук (согласный), второй повторяет то, что сказал первый и дополняет характеристику (согласный, твёрдый и т.д.).
Логопед: «Каким цветовым символом обозначим звук «ш»? (Синим).
4. Произношение звука «ш» в слогах.
Логопед: «Мы встречаем Фукуруму не с пустыми руками, а с подарком. Как вы думаете, что может быть в этом подарке?» (Высказывания детей).
Логопед: «Проверим, верны ли были наши предположения». (Логопед пробует открыть подарок).
Логопед: «Наш подарок не открывается,как вы думаете, что нужно сделать, чтобы подарок открылся? (Произнести заклинание).
Дети проговаривают заклинание:
Ша-шо-шу; ши-ше-ша; аш-ош-уш и т.д.
III. Постановка цели и задач
Логопед: «Посмотрите, подарок открылся. Что там внутри? (Полховские Матрёшки). (Каждый ребёнок берёт себе по одной Матрёшке).
Логопед: «Как вы думаете, почему именно Матрёшки были в этом подарке? (Потому что в слове «матрёшки» есть звук «ш» и семья Фукурума похожа на нашу Полховскую Матрёшку).
Логопед: «Наши гости приехали из Японии и плохо знакомы с Полховской Матрёшкой, но хотят как можно больше узнать о деревянной кукле, которая изображает русскую крестьянскую девушку».
Логопед: «Ребята, как же нам помочь нашим гостям?» (Дети говорят: «Нам надо побольше узнать о Полховской Матрёшке, и потом рассказать о ней семье Фукурума»).
IV. Актуализация знаний
1). Логопед: «Родина Полховской Матрёшки село Полховский Майдан Нижегородской области. Расписывают её не художники, а сами жители этого села, поэтому роспись напоминает детский рисунок.
Логопед: «Рассмотрим лицо Полховской Матрёшки. Какой формы лицо у Матрёшки?» (Лицо круглое, матрёшка круглолицая).
Логопед: «В чём особенность глаз и бровей Полховской Матрёшки?» (У Матрёшки сведённые глаза и брови). (Объяснение значения слова «сведённые»).
«Локоны – подлинная деталь старинного местного женского головного убора. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали чёрные, завитые штопором, как кудри, пёрышки селезня».
2). Логопед: «Русский народ отличался хлебосольством. Поэтому, когда приглашали гостей, надевали праздничную одежду.
Логопед: «Рассмотрим одежду Полховской Матрёшки».
Логопед: «Как называется головной уборПолховской Матрёшки? (На голове Полховской Матрёшки полушалок без узелка).
Логопед: «Что такое «полушалок»?» (Это небольшая шаль, которая не завязывается на узел).
Логопед: «Какой рисунок на полушалке?» (На полушалке большой красный цветок с жёлтой серединой).
Логопед: «Почему цветок красного цвета?» (Потому что красный цвет – это цвет жизненной силы, активности).
Логопед: «Во что ещё одета Полховская Матрёшка? (На ней овальный передник). Есть ли сарафан на Матрёшке? (На Матрёшке нет сарафана).
Логопед: «Мастера из ПолховскогоМайдана главное внимание уделяют цветочной росписи на переднике, опуская все бытовые детали костюма).
Логопед: «Что изображено на переднике Матрёшки?» (На переднике Матрёшки изображена ветвь из яблок и клубники). « Какие они по цвету?» (Красные).
Логопед: «Как вы думаете, что символизируют красные яблоко и клубника?» (Рассуждения детей).
Логопед: «Красные яблоко и клубника являются символом красоты и совершенства».
Логопед: «Что изображено в центре композиции?» (В центре композиции изображены цветы шиповника).
Логопед: «У цветка шиповника много лепестков. Значит он какой?» (Многолепестковый).
Логопед: «Цветок шиповника мастера называют «северной розой». Он считается главным в композиции Полховской Матрёшки.
Логопед: «Какой он по цвету?» (Шиповник красный по цвету).
Логопед: «Как вы думаете, что символизирует цветок шиповника?» (Рассуждения детей).
Логопед: «Этот цветок всегда считали символом женского начала, любви, материнства».
Логопед: А где же у Полховской Матрёшки семья? Дети разложим Матрёшек.
Логопед: «Как вы думаете, почему у Матрёшки такая большая семья?» (Рассуждения детей.)
V. Первичное закрепление (автоматизация звука «ш» в словах и предложениях).
Логопед: «По русской традиции каждая семья, когда принимает гостей, дарит подарки.Подарки приготовили и наши Матрёшки.
Игра «Подарки для Фукурумы».
Назовите подарки, в названии которых, звук «ш» слышится в начале слова. (Дети называют слова.)
Логопед: «Составьте предложение со словом «брошь».
VI. Динамическая пауза.
Логопед: «Да и какой русский праздник может обойтись без пляски.
Хороводная игра «Матрёшка»
(Водящий стоит в середине круга, дети взявшись за руки, идут вокруг водящего,у водящего платок на голове).
«Ой, Матрёшки, вы Матрёшки –
Красные сапожки,
Аленький цветочек,
Сарафан в цветочек.
На ноги вставайте,
(Выставляют ногу на пятку)
Пляску начинайте.
(«Пружинка»)
Танцуй сколько хочешь,
(Хлопают в ладоши)
Выбирай, кого захочешь».
(Водящий выбирает себе пару)
(Затем делают «ворота». Дети друг за другом пробегают в них.Выбирается следующий водящий.) Игра повторяется еще раз.
Логопед: «Ребята, что значит «красные сапожки»?А где у нашей Матрёшки красные сапожки? Почему у Матрёшки нет ног?» (Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, почти до пят, их называли рубахами. Они были обычно под горло и с длинными рукавами. Поверх рубах женщины носили очень длинные сарафаны, поэтому и у Матрёшек ног не видно).
VII. Творческое применение знаний (составление рассказа-описания)
Логопед: «Что интересного вы узнали о ПолховскойМатрёшке? Расскажите о Полховской Матрёшке японской деревянной игрушке».
(Каждый ребёнок берёт в одну руку одну из игрушек Фукурума, а в другую Полховскую Матрёшку и составляет рассказ-описание).
VIII. Рефлексия.
Логопед: «Какие эмоции и чувства вы испытывали, глядя на Матрёшку и описывая её? (Доброту, спокойствие, умиротворение). Ведь Матрёшка – это не только игрушка, но и символ добра и благополучия. Пусть наша гостья останется у нас в группе, и каждый день дарит нам много света, добра и благополучия!»
Список используемой литературы и авторов.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб., - 2003.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., - 1999.
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М., - 2010.