kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект комплексного занятия "Русская матрёшка - символ добра и благополучия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С конспектом "Русская матрёшка - символ добра и благополучия" я принимала участие в профессиональном конкурсе "Мудрое слово" на лучший конспект (сценарий) среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных учреждений г. Владимира в номинации "Конспект комплексного занятия" и получила Диплом II степени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного занятия "Русская матрёшка - символ добра и благополучия"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Владимира «Детский сад № 103 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития детей»









Конспект комплексного занятия

(подготовительная к школе группа)

Тема:

«Русская Матрёшка –символ добра и благополучия»

Подготовила:

учитель-логопед I квалификационной категории

Ульянова Наталья Александровна







г. Владимир

2015 год

Цель: содействовать автоматизации звука «ш» и закреплению умения составлять рассказ-описание посредством приобщения детей предшкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с Полховско-Майдановской Матрёшкой.

Программные задачи:

1. Воспитательные:

а) формировать позитивно-ценностное отношение к народным художественным промыслам на примере Полховско-Майдановской Матрёшки.

2. Образовательные:

а) автоматизировать звук «ш» в слогах, словах, предложениях, связной речи;

б) ввести в активный словарный запас детей названия русской народной одежды и украшений (шаль, кокошник, брошь, полушалок);

в) познакомить с отличительными особенностями внешнего облика Полховско-Майдановской Матрёшки (полушалок без узелка, чёрные локоны, сведённые глаза и брови, овальный передник);

3. Развивающие:

а) развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Демонстрационный материал: деревянные Полховские матрёшки 6 штук); японская деревянная игрушка Фукурума (6 штук); картинки с изображением шали, кокошника, броши; цветовой символ звука «ш».



Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: «Ребята, я предлагаю сейчас нам взяться за руки и улыбнуться друг другу. Теперь у нас всех хорошее настроение и я хочу, чтобы оно осталось у вас на весь день.

II.Мотивация деятельности

Логопед: «Сегодня к нам в гости приехала деревянная игрушка из Японии. (Показ.) А зовут эту игрушку Фукурума. Раскроешь Фукуруму, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья – целая семья.

Логопед: «Дорога у Фукурумы была длинная. Накроем стол для нашего гостя и его семьи с чаем и сладостями».

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Чем угостим наших гостей?»

  • Вареньем. (Дети выполняют упражнение «Вкусное варенье»).

  • Бубликами, блинами, конфетами. (Дети выполняют упражнения «Бублик», «Блинчик», «Конфета»).

2. Длительное произношение звука «ш».

Логопед: «Вот и чайник наш закипел. Как он шумел? («Ш-ш-ш-ш…»).

  1. Игра «Дополни друга» (характеристика звука «ш» по артикуляционным и акустическим признакам).

Первый ребёнок начинает характеризовать звук (согласный), второй повторяет то, что сказал первый и дополняет характеристику (согласный, твёрдый и т.д.).

Логопед: «Каким цветовым символом обозначим звук «ш»? (Синим).

4. Произношение звука «ш» в слогах.

Логопед: «Мы встречаем Фукуруму не с пустыми руками, а с подарком. Как вы думаете, что может быть в этом подарке?» (Высказывания детей).

Логопед: «Проверим, верны ли были наши предположения». (Логопед пробует открыть подарок).

Логопед: «Наш подарок не открывается,как вы думаете, что нужно сделать, чтобы подарок открылся? (Произнести заклинание).

Дети проговаривают заклинание:

Ша-шо-шу; ши-ше-ша; аш-ош-уш и т.д.

III. Постановка цели и задач

Логопед: «Посмотрите, подарок открылся. Что там внутри? (Полховские Матрёшки). (Каждый ребёнок берёт себе по одной Матрёшке).

Логопед: «Как вы думаете, почему именно Матрёшки были в этом подарке? (Потому что в слове «матрёшки» есть звук «ш» и семья Фукурума похожа на нашу Полховскую Матрёшку).

Логопед: «Наши гости приехали из Японии и плохо знакомы с Полховской Матрёшкой, но хотят как можно больше узнать о деревянной кукле, которая изображает русскую крестьянскую девушку».

Логопед: «Ребята, как же нам помочь нашим гостям?» (Дети говорят: «Нам надо побольше узнать о Полховской Матрёшке, и потом рассказать о ней семье Фукурума»).





IV. Актуализация знаний

1). Логопед: «Родина Полховской Матрёшки село Полховский Майдан Нижегородской области. Расписывают её не художники, а сами жители этого села, поэтому роспись напоминает детский рисунок.

Логопед: «Рассмотрим лицо Полховской Матрёшки. Какой формы лицо у Матрёшки?» (Лицо круглое, матрёшка круглолицая).

Логопед: «В чём особенность глаз и бровей Полховской Матрёшки?» (У Матрёшки сведённые глаза и брови). (Объяснение значения слова «сведённые»).

Логопед: «Чем обрамлено лицо?» (Лицо обрамлено чёрными локонами).

«Локоны – подлинная деталь старинного местного женского головного убора. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали чёрные, завитые штопором, как кудри, пёрышки селезня».

2). Логопед: «Русский народ отличался хлебосольством. Поэтому, когда приглашали гостей, надевали праздничную одежду.

Логопед: «Рассмотрим одежду Полховской Матрёшки».

Логопед: «Как называется головной уборПолховской Матрёшки? (На голове Полховской Матрёшки полушалок без узелка).

Логопед: «Что такое «полушалок»?» (Это небольшая шаль, которая не завязывается на узел).

Логопед: «Какой рисунок на полушалке?» (На полушалке большой красный цветок с жёлтой серединой).

Логопед: «Почему цветок красного цвета?» (Потому что красный цвет – это цвет жизненной силы, активности).

Логопед: «Во что ещё одета Полховская Матрёшка? (На ней овальный передник). Есть ли сарафан на Матрёшке? (На Матрёшке нет сарафана).

Логопед: «Мастера из ПолховскогоМайдана главное внимание уделяют цветочной росписи на переднике, опуская все бытовые детали костюма).

Логопед: «Что изображено на переднике Матрёшки?» (На переднике Матрёшки изображена ветвь из яблок и клубники). « Какие они по цвету?» (Красные).

Логопед: «Как вы думаете, что символизируют красные яблоко и клубника?» (Рассуждения детей).

Логопед: «Красные яблоко и клубника являются символом красоты и совершенства».

Логопед: «Что изображено в центре композиции?» (В центре композиции изображены цветы шиповника).

Логопед: «У цветка шиповника много лепестков. Значит он какой?» (Многолепестковый).

Логопед: «Цветок шиповника мастера называют «северной розой». Он считается главным в композиции Полховской Матрёшки.

Логопед: «Какой он по цвету?» (Шиповник красный по цвету).

Логопед: «Как вы думаете, что символизирует цветок шиповника?» (Рассуждения детей).

Логопед: «Этот цветок всегда считали символом женского начала, любви, материнства».

Логопед: А где же у Полховской Матрёшки семья? Дети разложим Матрёшек.

Логопед: «Как вы думаете, почему у Матрёшки такая большая семья?» (Рассуждения детей.)

V. Первичное закрепление (автоматизация звука «ш» в словах и предложениях).

Логопед: «По русской традиции каждая семья, когда принимает гостей, дарит подарки.Подарки приготовили и наши Матрёшки.

Игра «Подарки для Фукурумы».

Назовите подарки, в названии которых, звук «ш» слышится в начале слова. (Дети называют слова.)

Логопед: «А моя Матрёшка подарит шаль. (Показ картинки.)

Логопед: «Что такое «шаль»?

Логопед: «Составьте предложение со словом «шаль».

Логопед: «Назовите подарки, в названии которых звук «ш» в середине слова».

Логопед: «А моя Матрёшка подарит кокошник. (Показ картинки.)

Логопед: «Что такое «кокошник»?

Логопед: «Составьте предложение со словом «кокошник».

Логопед: «Назовите подарки, в названии которых звук «ш» в конце слова».

Логопед: «А моя Матрёшка подарит брошь. (Показ картинки.)

Логопед: «Что такое «брошь»?

Логопед: «Составьте предложение со словом «брошь».

VI. Динамическая пауза.

Логопед: «Да и какой русский праздник может обойтись без пляски.

Хороводная игра «Матрёшка»

(Водящий стоит в середине круга, дети взявшись за руки, идут вокруг водящего,у водящего платок на голове).

«Ой, Матрёшки, вы Матрёшки –

Красные сапожки,

Аленький цветочек,

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте,

(Выставляют ногу на пятку)

Пляску начинайте.

(«Пружинка»)

Танцуй сколько хочешь,

(Хлопают в ладоши)

Выбирай, кого захочешь».

(Водящий выбирает себе пару)

(Затем делают «ворота». Дети друг за другом пробегают в них.Выбирается следующий водящий.) Игра повторяется еще раз.

Логопед: «Ребята, что значит «красные сапожки»?А где у нашей Матрёшки красные сапожки? Почему у Матрёшки нет ног?» (Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, почти до пят, их называли рубахами. Они были обычно под горло и с длинными рукавами. Поверх рубах женщины носили очень длинные сарафаны, поэтому и у Матрёшек ног не видно).

VII. Творческое применение знаний (составление рассказа-описания)

Логопед: «Что интересного вы узнали о ПолховскойМатрёшке? Расскажите о Полховской Матрёшке японской деревянной игрушке».

(Каждый ребёнок берёт в одну руку одну из игрушек Фукурума, а в другую Полховскую Матрёшку и составляет рассказ-описание).

VIII. Рефлексия.

Логопед: «Какие эмоции и чувства вы испытывали, глядя на Матрёшку и описывая её? (Доброту, спокойствие, умиротворение). Ведь Матрёшка – это не только игрушка, но и символ добра и благополучия. Пусть наша гостья останется у нас в группе, и каждый день дарит нам много света, добра и благополучия!»























Список используемой литературы и авторов.

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб., - 2003.

  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., - 1999.

  3. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М., - 2010.

  4. АнтоноваН.А. //nsportal. ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/07/23/russkaya-matryoshka.

  5. http://neobionika.ru/russkistil/42.html








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект комплексного занятия "Русская матрёшка - символ добра и благополучия"

Автор: Ульянова Наталья Александровна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства