kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Зимние забавы». Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – научитьсоставлять рассказ-описание с опорой на картинку. 

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Развивать связную монологическую речь;
  • Способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: зима»;
  • Формировать грамматический строй речи в предложении;
  • Закреплять умение восстанавливать деформированные предложения;
  • Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия к предмету;
  • Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа Предложного падежа

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематические процессы;
  • Формировать временные категории;
  • Развивать навык словоизменения;
  • Развивать грамматический строй речи;
  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать словесно-логическое мышление;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Развивать высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление;
  • Развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитывающие:

  • Воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование: технические средства – компьютер, колонки, видео-ролик, наглядные средства – рабочая тетради, предметные картинки, карточки с заданиями.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Здравствуй! Послушай стихотворение:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку – ух,

Бух!

Захватывает Дух!

-О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

- В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой)

- Во что ты любишь играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

  1. Основная часть
  1. Подбор слов-действий (глаголов), слов-признаков (имен прилагательных) к имени существительному

-Что сделала зима? (Пришла, настала, наступила)

- Какая зима? (Снежная, холодная, ранняя, долгожданная, морозная)

- Какое можно составить предложение о зиме, используя подобранные нами слова.(Пришла холодная зима.Наступила … ….Настала … ….)

- Молодец!

  1. Работа с деформированным предложением

- Составь из данных слов предложение: На, лёд, блестит, гладкий, пруду.

- Запиши правильно составленное предложение в тетрадь.

  1. Беседа о зимних забавах

- Дети любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры. Игры ещё называются в народе забавами, т.к. они забавляют детей, развлекают их. Какие ты знаешь зимние забавы?

  1. Рассматривание картины

- Рассмотри картинку.

- Какое время года изображено? (На картинке изображена зима)

- Какой стоит день? ( День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

- Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети.)

- Что делают дети? Расскажи. (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

- Как ты думаешь, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

- А как это изобразил художник? ( Дети улыбаются, резвятся.Им весело играть вместе)

  1.  Постановка учебной задачи

- Итак, сегодня мы будем составлять рассказ по этой картинке (сюжетная картина «зимние забавы»).

- Посмотри на название нашего рассказа. Он будет называться «Зимние забавы».

  1. Физминутка

- Давай и мы немного отдохнем и поиграем!

Мы бежим с тобой на лыжах, (Изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках. (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! (Приседают.)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали (Приседают.)

На уроки побежали. (Бегут на месте)

  1. Составление рассказа-описания по картинке

- Как ты думаешь, как надо начать рассказ?

- А теперь возьмите карточку №1 и прочитай предложения, которыми можно начать рассказ.

Карточка 1.

Зимним утром выглянуло солнце. Наступили зимние каникулы. Весь январь стояли лютые морозы. Ночью выпал пушистый снег.

- Что значит «лютые морозы»? («Лютые морозы» — значит очень сильные, невыносимые)

- Какое предложение НЕ подходит для начала этого сочинения? («Весь январь стояли лютые морозы»)

- Почему? (Потому что дети вышли играть во двор.Значитна улице было не очень холодно)

- Вычеркни его. Выбери из трех оставшихся предложений то, с которого мы начнем наш рассказ. ( «Наступили зимние каникулы»)

- Поставь цифру 1 около этого предложения.

- Какое будет второе предложение по смыслу? ( «Ночью выпал пушистый снег»)

- Поставь цифру 2 около этого предложения.

- Назови третье предложение. («Зимним утром выглянуло солнце»)

- Поставь цифру 3 около этого предложения. Прочитай их в правильном порядке. Отложи карточку.

  1.  Составление повествовательного рассказа (Продолжение)

- Как ты думаешь, о чём мы будем рассказывать дальше? (Нужно рассказать о том, что делают дети)

- А теперь давайте подумаем, что делают дети во дворе. (Миша и Петя играют в снежки. Катя и Таня лепят снеговика. Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается с горы на санках.

- Сколько всего предложений мы составили по картинке? (Мы составили пять предложений)

- Как ты думаешь, как надо закончить наш рассказ? (Надо написать о настроении детей)

- Правильно! Прочитай предложения на карточке №2.

Карточка 2.

Весело ребятам зимой. Весело ребятам зимой? Весело ребятам зимой!

- Чем отличаются эти предложения? ( В конце предложений стоят разные знаки.Предложения отличаются интонацией)

- Знаки подсказывают, с какой интонацией надо прочесть предложение. Прочитай теперь с правильной интонацией первое (второе, третье предложение)

- А теперь прочитайте только то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить наш рассказ. (Весело ребятам зимой!)

- Почему подходит именно это предложение? ( Это предложение передаёт радость детей)

  1.  Повторное рассказывание с опорой на картинку

- Мы с тобой составили рассказ. Нам в этом помогли карточки и картинка

- Перескажи его полностью

- Удалось ли передать содержание картины?

III. Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались?

- О чём мы составили рассказ?

- Что тебе показались трудным? Что простым?

- Молодец! Ты старался, был внимателен, хорошо отвечал.

- Спасибо за занятие! До свидания!

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Зимние забавы». Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Зимние забавы». Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку

Цель – научитьсоставлять рассказ-описание с опорой на картинку.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Развивать связную монологическую речь;

  • Способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: зима»;

  • Формировать грамматический строй речи в предложении;

  • Закреплять умение восстанавливать деформированные предложения;

  • Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия к предмету;

  • Закреплять умение образовывать имена существительные множественного числа Предложного падежа

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематические процессы;

  • Формировать временные категории;

  • Развивать навык словоизменения;

  • Развивать грамматический строй речи;

  • Развивать слуховое восприятие;

  • Развивать словесно-логическое мышление;

  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • Развивать высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление;

  • Развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитывающие:

  • Воспитывать навык самоконтроля.


Оборудование: технические средства – компьютер, колонки, видео-ролик, наглядные средства – рабочая тетради, предметные картинки, карточки с заданиями.


Ход занятия

  1. Организационный момент

- Здравствуй! Послушай стихотворение:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку – ух,

Бух!

Захватывает Дух!

-О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

- В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой)

- Во что ты любишь играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).


  1. Основная часть

  1. Подбор слов-действий (глаголов), слов-признаков (имен прилагательных) к имени существительному

-Что сделала зима? (Пришла, настала, наступила)

- Какая зима? (Снежная, холодная, ранняя, долгожданная, морозная)

- Какое можно составить предложение о зиме, используя подобранные нами слова.(Пришла холодная зима.Наступила … … .Настала … … .)


- Молодец!


  1. Работа с деформированным предложением

- Составь из данных слов предложение: На, лёд, блестит, гладкий, пруду.

- Запиши правильно составленное предложение в тетрадь.


  1. Беседа о зимних забавах

- Дети любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры. Игры ещё называются в народе забавами, т.к. они забавляют детей, развлекают их. Какие ты знаешь зимние забавы?


  1. Рассматривание картины

- Рассмотри картинку.

- Какое время года изображено? (На картинке изображена зима)

- Какой стоит день? ( День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

- Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети.)

- Что делают дети? Расскажи. (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

- Как ты думаешь, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

- А как это изобразил художник? ( Дети улыбаются, резвятся.Им весело играть вместе)


  1. Постановка учебной задачи

- Итак, сегодня мы будем составлять рассказ по этой картинке (сюжетная картина «зимние забавы»).

- Посмотри на название нашего рассказа. Он будет называться «Зимние забавы».


  1. Физминутка

- Давай и мы немного отдохнем и поиграем!

Мы бежим с тобой на лыжах, (Изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках. (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! (Приседают.)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали (Приседают.)

На уроки побежали. (Бегут на месте)


  1. Составление рассказа-описания по картинке

- Как ты думаешь, как надо начать рассказ?

- А теперь возьмите карточку №1 и прочитай предложения, которыми можно начать рассказ.

Карточка 1.

Зимним утром выглянуло солнце. Наступили зимние каникулы. Весь январь стояли лютые морозы. Ночью выпал пушистый снег.

- Что значит «лютые морозы»? («Лютые морозы» — значит очень сильные, невыносимые)

- Какое предложение НЕ подходит для начала этого сочинения? («Весь январь стояли лютые морозы»)

- Почему? (Потому что дети вышли играть во двор.Значитна улице было не очень холодно)

- Вычеркни его. Выбери из трех оставшихся предложений то, с которого мы начнем наш рассказ. ( «Наступили зимние каникулы»)

- Поставь цифру 1 около этого предложения.

- Какое будет второе предложение по смыслу? ( «Ночью выпал пушистый снег»)

- Поставь цифру 2 около этого предложения.

- Назови третье предложение. («Зимним утром выглянуло солнце»)

- Поставь цифру 3 около этого предложения. Прочитай их в правильном порядке. Отложи карточку.


  1. Составление повествовательного рассказа (Продолжение)

- Как ты думаешь, о чём мы будем рассказывать дальше? (Нужно рассказать о том, что делают дети)

- А теперь давайте подумаем, что делают дети во дворе. (Миша и Петя играют в снежки. Катя и Таня лепят снеговика. Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается с горы на санках.

- Сколько всего предложений мы составили по картинке? (Мы составили пять предложений)

- Как ты думаешь, как надо закончить наш рассказ? (Надо написать о настроении детей)

- Правильно! Прочитай предложения на карточке №2.

Карточка 2.

Весело ребятам зимой. Весело ребятам зимой? Весело ребятам зимой!

- Чем отличаются эти предложения? ( В конце предложений стоят разные знаки.Предложения отличаются интонацией)

- Знаки подсказывают, с какой интонацией надо прочесть предложение. Прочитай теперь с правильной интонацией первое (второе, третье предложение)

- А теперь прочитайте только то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить наш рассказ. (Весело ребятам зимой!)

- Почему подходит именно это предложение? ( Это предложение передаёт радость детей)


  1. Повторное рассказывание с опорой на картинку

- Мы с тобой составили рассказ. Нам в этом помогли карточки и картинка

- Перескажи его полностью

- Удалось ли передать содержание картины?


III. Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались?

- О чём мы составили рассказ?

- Что тебе показались трудным? Что простым?

- Молодец! Ты старался, был внимателен, хорошо отвечал.

- Спасибо за занятие! До свидания!

Карточка 1.


Зимним утром выглянуло солнце.

Наступили зимние каникулы.

Весь январь стояли лютые морозы.

Ночью выпал пушистый снег.


Карточка 2.


Весело ребятам зимой.

Весело ребятам зимой?

Весело ребятам зимой!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Авилова Полина Александровна, Акимкина Ирина Юрьевна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270208

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства