Конспект логопедического занятия «Незнайка и посуда»
Цель:
Коррекционно-образовательные цели:
-расширить представления детей о посуде;
- закрепить навык четкого произношения звука [с];
-закрепление точной характеристики звука [с];
-закрепление звука [с] в слогах, в словах;
Коррекционно-развивающие цели:
-развитие фонематических представлений;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-развитие внимания, мышления.
Воспитательные цели:
Воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование: Незнайка, посуда, картинки с изображением посуды, цветные символы.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед выставляет картинки с изображением посуды и просит каждого ребенка по очереди назвать каждый предмет (картинки по количеству детей).
После того как ребята назвали все предметы, задает вопрос:
– «А как, одним словом можно назвать эти предметы ?» (Посуда)
2. Психогимнастика.
Изобразите испуг, от разбитой посуды.
Выразите мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.
3. Сообщение темы занятия.
Выделение звука (с) из загадки (самовар).
- Отгадайте загадку: «Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь и вода» (Самовар)
-Вместе с Незнайкой повторим звук (с) и побеседуем о посуде.
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
5. Развитие фонематического восприятия. Произношение звука в слогах.
Игра «Эхо»: Тихое и громкое произношение слогов
са-со-су, су-са-сы, со-су-са и.т.д.
6. Произношение слов со звуком (с)
- Однажды друзья попросили Незнайку купить посуду. В каком магазине она продается?
-Почему так назвали этот магазин? Зашел он в магазин, а названия посуды не знает. Помогите Незнайке.
(Выставляется рисунки посуды: стакан, солонка, сковорода, салатница, сахарница, супница, салфетница, поднос, кастрюля, дети называют предметы.)
7. Определение позиции звука (с)
Обозначение звука (с) с соответствующим символом, выкладывание кружочка в окошки домика в зависимости от его позиции.
8. Словообразование. Звук (с) в словосочетаниях.
-Подскажите Незнайке какая бывает посуда. Из чего она сделана?
Как назвать посуду, сделанную из стекла? (Стеклянная)
из пластмассы? (Пластмассовая)
из хрусталя? (Хрустальная)
9. Падежное управление.
Расскажем Незнайке о назначении разной посуды.
-Куда он положит соль? (в солонку)
-во что положит салат? (в салатницу)
-суп нальем в...(супницу)
-сахар ( в сахарницу)
-салфетки (в салфетницу)
10. Звук (с) в предложениях.
- Нужно взять только те продукты, в названии которых есть звук (с)
(Мясо, капуста, свекла....) Сережа ест горячий суп. Соня пьет яблочный сок. Оксана любит мясо, колбасу.
Мама купила свежий сыр...
11. Артикуляционные упражнения
- Вы составили интересные предложения, пускай ваши головы отдохнут и поработают мышцы лица.
- Давайте представим, что нас угостили морковкой. Она сладкая и твердая. Покажем, как мы будем ее жевать.
- В деревне у бабушки нет чайника, зато есть пузатый, важный самовар.
Давайте надуем обе щеки одновременно.
- Самовар вскипел и пора ставить на стол чашки. Давайте сделаем упражнение «Чашечка».
- молодцы! Все упражнения хорошо выполняли.
12. Физкультминутка «Чашки».
Ручки в бок! (Переступить ногами на месте, руку на пояс!)
Жду гостей я на порог! (руки в стороны)
Выпьем чай до донышка! ( Наклон вниз, руками касаемся пола)
Улыбнёмся солнышку! (Потянулись на носочках, руки вверх, улыбаемся)
13. Звуковой анализ и синтез.
Угадайте, что хочет съесть Незнайка, если в слове первый звук (с) последний (т) (Салат)
-что выпьет, первый звук (с) последний (к) (Сок)
-сколько звуков в слове Сок? Обозначьте кружочками звуки этого слова.
14. Итог занятия.