Содержание занятия I. Организационный момент. Приветствие. 1. Развитие фонематического анализа, синтеза. - Здравствуйте! - Сядет тот, в чьём полном имени после Р – Г. - Сядет тот, в чьём полном имени 5 звуков. - Сядет тот, в чьём полном имени между К и Н – О. - Сядет тот, в чьём полном имени перед Х – И. 2. Сообщение логопедической темы. Развитие фонематического анализа, синтеза. 1)- Сегодня я по почте получила загадочный …. Отгадайте, что это? - Я вам буду говорить разные слова. Подобрав к схеме нужное слово, вы узнаете, что это за предмет. На доске – схема: А) - Сначала Б, потом У, потом КЬ, потом Е, потом Т. - Подходит по количеству звуков? Б) - Сначала ПЬ, потом И, потом СЬ, потом М, потом О. В) – Сначала С, потом О, потом С, потом У, потом Д. ( В руках логопеда– стеклянный сосуд). 2)- Ребята, отгадайте, что находится в загадочном сосуде? - Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. (У каждого учащегося – карточка с зашифрованным словом) 1. 2. 3. 4. - Я достала из сосуда записку и размножила для вас. Записка размыта водой, сохранились не все слова.) - Прочитайте её. Текст записки: Случилась б … да. Яхта ут … нула. П … могите. Капитан Вр … нгель. | - Кто автор записки? - Из какого произведения этот герой? (Выставляется изображение капитана Врунгеля). - Выручим капитана Врунгеля? II. Основная часть. 1. - Сначала определим того, кто устроил это кораблекрушение? Найдите способ прочитать имя противника капитана Врунгеля. На доске: п Ф и Л р И а Н т Т (Выставляется изображение - пират Флинт). 2. – В этом нелёгком пути нам нужен помощник. Определите его имя. О А Л И О З К С Х Т С М - Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово. (Выставляется изображение помощника – матрос Лом). 3. Развитие высших психических процессов. - Надо определить место кораблекрушения. Определите направление пути. 4. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. (Логопед выставляет ёмкость с водой) - Мы прибыли на место кораблекрушения. Достали со дна морского обломки яхты. Необходимо починить её, сложить разрезную картинку. - Молодцы. Яхту починили. (На доске - изображение яхты. Учащиеся осуществляют проверку выполненной работы). - Капитан Врунгель решает отправиться на встречу с пиратом и поговорить с ним. 5. Грамматическая арифметика. На доске – схема слова: . + …. = ….. - Но яхта не начнёт движение, пока мы не определим предмет, который утащил в своё убежище осьминог. (В ёмкости с водой – фигурка осьминога, под ним находится якорь). - 1 слог – местоимение, употребляемое тогда, когда человек говорит о себе (Я). - 2 слог – детская болезнь (Корь). - В итоге, должно получиться слово, которое обозначает металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна (Якорь). 6. Гимнастика для глаз + развитие зрительного восприятия. - Подул мощный ветер. Начинается шторм. На море появились загадочные фигуры. Что они напоминают? На доске – таблица: - Пробежать глазами по волнам столько раз, сколько дельфинов вы встретите в море. На доске – пособие «Дельфины». 7. Развитие умения составлять словосочетания + динамическая пауза. - Чтобы море успокоилось, назовём слова-признаки о море. На каждое слово – прыжок через волну. 8. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. - В бушующем море плавали 4 дельфина. Они вынесли на поверхность моря 4 слова. Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова. На доске – слова: УД … ВИТЕЛЬНОЕ БЛ … СТЯЩЕЕ ПР … ЛЕСТНОЕ С … ЛЁНОЕ 9. «Рыбалка». Звуковые дорожки. (В ёмкости с водой – резиновые фигурки: осьминог, дельфин, морская черепаха, морская звезда, акула, касатка). У каждого ученика – звуковая линейка. - Капитан Врунгель и помощник Лом проголодались. Определите, кто из морских обитателей попался им на удочку во время рыбалки? - Какой 1-й звук в слове «КРЫЛО»? - Какой 2-й звук в слове «МАЧТА»? - Какой 3-й звук в слове «ШТУРВАЛ»? - Какой звук находится между А и У в слове «ПАЛУБА»? - Какой звук находится после П в слове «ПАРУС»? - Сложите из выставленных букв слово. - Сколько букв, звуков в слове «АКУЛА? - Назовите гласные, согласные звуки. - Дать характеристику согласным звукам. 10. Развитие оперативной речеслуховой памяти + развитие логического мышления. - Пока помощник Лом готовит обед из АКУЛЫ, выполним следующее задание. - Вспомните слова, которые я вам называла в этом задании? - Какое слово лишнее из этого списка и почему? - Какой предмет из списка слов есть и на самолёте и на корабле? 11. Буквенная арифметика. - Отгадайте слово на доске: К А Р Т И Н А 1 5 3 4 2 - В желудке акулы помощник Лом обнаружил карту. (Выставляется изображение карты). 12. Закрепление фонематического анализа. - Мы должны отгадать то, что обозначено крестиком на карте. Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. 1. ОСЛИК, ДОМ, РОТ 2. САД, БУСЫ, ПЁС - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. 3. ИЛ, ИРИС, РИС 4. ВОЛ, ВЕКО, КОВЁР - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. 5. СОМ, РОТ, КИНО 6. РАК, РОТ, ТОРТ 7. КОТ, СУК, ЛУК - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. 8. ЛАК, АРКА, АИСТ 9. ЩИ, ЩЕКА, ЩАВЕЛЬ - Мы отгадали один из слогов слова. Прочитайте его справа налево. - Соедините все слоги, прочитайте слово. 13. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики. - Мы отправляемся на поиски сокровищ и причаливаем к берегу необитаемого острова. (Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, камни, скелет неизвестного животного). - Используя карту, проложить путь по песку к сокровищам с помощью полосок. 14. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания. - Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой. (Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение картинки). 15. Совершенствование графических умений и навыков + развитие зрительного восприятия. - А вот и пират Флинт. Он охраняет свой клад. Пират Флинт не хочет просто так отдать нам своё богатство. Предлагает нам «Морской бой». Победивший получит приз. 16. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. - Откроем сундук и посмотрим, что там находится. На доске – слова: Ц … ПОЧКА К … ЛЬЦО СЕР …БРО С … РЁЖКИ Ж … МЧУЖИНА - Вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Проверка. 17*. Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных в корнях слов. Работа с деформированными пословицами. - Капитан Врунгель и помощник Лом решили помочь пирату Флинту встать на правильный путь жизни. - Были у капитана карточки с пословицами. Но Лом перепутал начало и конец предложений. Помогите вставить пропущенные буквы, собрать пословицы и объяснить их смысл. ЖИЗНЬ ДАНА В Б … ДУ ПОПАСТЬ Л … ГКО В … РОВАТЬ НА ДОБРЫЕ Д … ЛА УКРАСТЬ Т … ЖЕЛО ОТВ … ЧАТЬ III. Итог занятия. 1. - В какое путешествие мы сегодня отправились? - С какими заданиями столкнулись? - Как в будущем помогут нам эти задания? 2. Домашнее задание. - Вспомнить слова – признаки, относящиеся к морю. 3. Оценка деятельности учащихся. 4. Организованное окончание урока. - Спасибо за работу! | Примерные ответы учащихся Учащиеся отгадывают имена и садятся на свои рабочие места. - Сергей. - Ирина. - Константин. - Михаил. - Букет. - Да. Но слово «букет» начинается со звонкого звука [Б]. - Письмо. Слово не подходит, так как оно заканчивается на гласный звук. - Сосуд. Подходит, это слово заканчивается на глухой звук [Т]. - ЗАПИСКА. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова. Отгадывают героя записки. Записка: «Случилась беда. Яхта утонула. Помогите. Капитан Врунгель». - Капитан Врунгель. Андрей Сергеевич Некрасов «Приключения капитана Врунгеля». - Да. - пират Флинт. - 1 строка – Л (Л - согласный, остальные – гласные) - 2 строка – О (О - гласный, остальные – согласные) - 3 строка – М (М - звонкий, остальные – глухие) - Имя помощника - Лом. Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках. Учащиеся складывают разрезную картинку яхты. - Слово «ЯКОРЬ». Учащиеся из-под осьминога достают якорь. - Волны. Учащиеся «обводят» глазами волны 4 раза (слева направо и справа налево). - Блестящее, тёплое, удивительное, прелестное, большое, солёное, красивое, спокойное, ласковое, сверкающее. Учащиеся выходят к доске, вписывают пропущенные буквы в слова. - Гласный звук [К], на доске – буква К. - Согласный звук [А], на доске – буква А. - Гласный звук [У], на доске – буква У. - Согласный звук [Л], на доске – буква Л. - Гласный звук [А], на доске – буква А. - АКУЛА (учащиеся вынимают из воды игрушку АКУЛУ). - 5 букв и 5 звуков. - Гласные: А, У, А. Согласные: К, Л - [К]: глухой, твёрдый. [Л]: звонкий, твёрдый. - Мачта, крыло, штурвал, палуба, парус. Лишнее – КРЫЛО, этот предмет есть только у самолёта. - ШТУРВАЛ. - КАРТА. - Общий звук – О. На доске – буква О. - Общий звук – С. На доске – буква С. - Слог: СО - Общий звук – И. На доске – буква И. - Общий звук – В. На доске – буква В. - Слог: ВИ - Общий звук – О. На доске – буква О. - Общий звук – Р. На доске – буква Р. - Общий звук – К. На доске – буква К. - Слог: КРО - Общий звук – А. На доске – буква А. - Общий звук – Щ. На доске – буква Щ. - Слог: ЩА - СОКРОВИЩА - Учащиеся выполняют задание коллективно. - Под песком спрятан СУНДУК. Учащиеся в тетрадях выполняют задание по инструкции логопеда. -Приз «КЛЮЧ» от сундука. Задание выполняется у доски. Задание выполняется на индивидуальных карточках. 1. Жизнь дана на добрые дела. 2. Легко воровать, тяжело отвечать. 3. Украсть – в беду попасть. - Полученные знания помогут нам писать без ошибок. |