- выполнять учебные действия, руководствуясь изученным материалом и в соответствии с инструкциями логопеда;
- оценивать выполнение задания: выполнено с ошибками или без, в чем проявилась сложность выполнения.
- развивают способность к переключению.
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- формировать установки на наличие мотивации к качественному труду, работе на результат;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Этапы занятия в деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный. | Логопед встречает детей, создает общий положительный настрой на занятие. | Дети приветствуют учителя, проговаривая слова: - Прозвенел звонок, Начинается урок | Коммуникативные адекватно использовать речевые средства, слушать и взаимодействовать с логопедом. Регулятивные контролировать свое поведение |
2. Актуализация знаний учащихся, опыта. | - Какой праздник будем отмечать 23 февраля? - Правильно. По традиции этот день считается Днем настоящих мужчин — смелых и сильных, умных и честных, ловких и мужественных, отважных и благородных. Защитники нашей Родины - это Российская Армия и Военно- Морской флот. Ну-ка кто из вас решиться? Ну-ка кто из вас готов? Набираем мы команду Только из смельчаков! - Как называется человек, который: летает на вертолете – ездит на танке – служит в пехоте – прыгает с парашютом – служит на подводной лодке - - Послушайте еще раз слово: Подводник. Какой звук повторяется в этом слове? - Кто лишний и почему? Теннисист, баскетболист, десантник. - Назовите первый звук в слове - десантник. | На доске плакат. Праздник «Защитники Отечества» вертолетчик танкист пехотинец парашютист подводник Это звук (д). Десантник. Это звук (дь) | Познавательные анализ материала, обобщение знаний об объектах Коммуникативные адекватно использовать речевые средства, формулирование собственного мнения, учёт разных мнений, способность договориться и прийти к общему решению Регулятивные: принятие учебной задачи |
3. Определение темы занятия | - Ребята, определите тему занятия, о чём пойдёт речь? - А чем они отличаются друг от друга? - А как их различить, каким способом? - А для чего вам это надо? Давайте вместе с подводником и десантником мы попробуем узнать (проверить), выполняя интересные задания. - Отряд, смирно! Шагом марш на свои места, занимайте свои боевые посты. | - Звуки (д-дь). Буква Д. Ответы детей. -Чтобы научится читать правильно и быстро, чтобы научиться писать без ошибок. Дети надевают пилотки, бескозырки, строятся в шеренгу. После команды возвращаются на свои места. | Регулятивные принимать учебную задачу, ставить цель Коммуникативные Учащиеся учатся: - выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующие возрасту; - в сотрудничестве с логопедом ставить конкретную учебную задачу. Личностные осознание своей возможности в учении, старание адекватно оценить свои силы Познавательные - уметь находить ответ на вопрос. - уметь правильно, четко говорить. - внимательно слушать и анализировать, выделяя существенные признаки; - развиваю способность к запоминанию; - развиваю способность к переключению. |
4. Осуществление деятельности по плану. Работа с индивидуальными зеркалами. | Девиз нашего занятия: «Один за всех и все за одного» 1.Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. Логопед: Отряд слушай первую боевую задачу. Необходимо отправить сигнал сигнальщика о начале нашей боевой подготовке. (дети садятся на стульчики к зеркалам) Первый сигнал - покажем границу которые мы охраняем – «Заборчик» Второй сигнал - машем флагом в честь начала боевой подготовке - «Часики» Третий сигнал – покажем оружие, и как оно стреляет: -пулемет – «Трубочка»; - пушки – «Змейка»; -пушка стреляет: (ДДДДДДДДДД); -автомат (ТТТТТТТТТТ); -танк (ТРТРТРРРРРРРР) -самолет (А-Э-О-У) | На доске запись девиза. Учащиеся выполняют упражнения. | Регулятивные Выполнять учебные действия, руководствуясь изученным материалом и в соответствии с инструкциями логопеда; Осуществлять взаимопроверку |
5. Артикуляция и характеристика звука. Работа с индивидуальными зеркалами. | Логопед: Теперь вы готовы к выполнению второй боевой задачи. - Расскажите про артикуляцию и характеристику этих звуков. - Произнесите звук (д-дь). Что происходит со ртом? - Верно. Можно звук пропеть, протянуть? Есть ли преграда на пути у звука? Как называются такие звуки? Расскажите, какой это звук? - Каким цветом обозначим этот звук? - А теперь произнесите звук (дь)? Где находится во время произношения этого звука? - Какой это звук? - Каким цветом обозначается этот звук? - Верно. - Ребята, а чем похожи эти звуки? - А в чем их отличие? На доске модели звуков, а между ними знак вопроса. Логопед обращает внимание детей. - Так как же мы будем различать эти звуки? | На доске графическое изображение звуков. - Рот неплотно закрыт. Губы вытягиваются в улыбку. Язык поднят вверх на бугорки (альвеолы). Нет, нельзя.
Да.
Согласные. - Звук Д – согласный, звонкий, твердый. - Синим. Учащийся выставляет модель. - При этом звуке кончик языка опустился к нижним зубам, а губы сильнее растягиваются в «улыбке». - Этот звук согласный, звонкий, мягкий. - Зеленым. Учащийся выставляет модель. - Они согласные звонкие. - Звук д – твердый, а звук дь – мягкий. - Опираться на произношение звуков, используя горлышко и уши. | Предметные: - учатся производить анализ и синтез звуков. Регулятивные: - контролировать своё поведение; - понимать цель выполняемых действий; - понимать важность планирования работы; - выбирать способ действия при решении речевой задачи; - выполнять учебные действия, руководствуясь изученным материалом и в соответствии с инструкциями логопеда; - осуществлять самопроверку; - оценивать выполнение задания: выполнено с ошибками или без, в чем проявилась сложность выполнения. |
6. Развитие фонематического слуха и восприятия | Следующее боевое задание от подводника. Упр. «Подай сигнал» 1. Выделение звуков (д-дь) А)из слогов: да-ди-ды-дю-адь-ду-де ди-де-одь-удь-дэ-ду. Л: Кому было сложно? Б) Из слов: индивидуально: награда, солдат, родина, доброволец, вода, мундир победа, предатель, полководец, медаль, командир, орден, рядовой, передовая. Л: Кто чувствует, что не справился? 2. Игра в мяч. Игра «Скажи наоборот» да-дя дя-да до-дё дё-до ду-дю дю-ду ды-ди ди-ды дэ-де де-дэ 3. Определение место звука в слове Картинки: (Медаль, орден, солдат, командир, мундир) Упр. «Строевая подготовка» Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети ставить солдата на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [д, дь] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце). Л: Поднимите руку, у кого возникли затруднения? | Дети показывают фишки синего и зеленого цвета. Дети встают в круг, ловят мяч и возвращают логопеду, называя слог противоположный по мягкости-твердости. Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по картинке - солдату. Дети работают со схемами и местонахождению звука в слове. Проводят проверку в парах | Коммуникативные: - выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующие возрасту; - уметь слышать логопеда и товарищей, точно реагировать на реплики; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: - формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; - формировать установки на наличие мотивации к качественному труду, работе на результат; - формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию. Познавательные: - сравнивать, группировать изученные звуки, - осуществлять анализ и синтез звуков, слогов, слов; - развивают способность к переключению. |
Физминутка | Речь с движением «Дозор» Свой ремень мне подарил Старший брат. Целый день Я мастерил Автомат. А потом надел пилотку. - Левой! - Левой! – Через двор У березы встал дозор. | Сводят и разводят кулаками перед грудью. Ритмично ударяют кулаками друг о друга. Надевают пилотку. Ставят руки на пояс. Маршируют на месте, ритмично двигая руками. Останавливаются, «держат автомат» двумя руками, делают поворот головы вправо. | Познавательные: - развивают способность к переключению. |
7. Закрепление зрительного образа буквы Д, д | Определение буквы, соответствующей звуку (Д), количества элементов, конструирование буквы Логопед: Отдохнули перед боем И пойдем мы в бой опять, Чтоб с тобою нам обоим Легче было воевать. - А вы знаете, какими буквами обозначаются [д] и [дь]? - Найдите их в алфавите. - Какая это строчка сверху - Печатные (показываю). - Письменные (показываю). - Посмотрите, на что похожа буква Д печатная. (слайд 1). - Давайте напишем письменные буквы д. Отступите 1 строчку вниз и поставьте точку. Прохожу по рядам. - Итак, пишем. Пишу письменную заглавную букву Д на доске. Прохожу и смотрю работы детей. - Посмотрите, как у вас получилось. Сравните с образцом. - Кому еще нужно тренироваться писать заглавную букву Д? Пишу письменную строчную букву д на доске. - Справились? - Все получилось или есть над чем поработать? | Дети смотрят в алфавит. Ответы детей. Находят дальнейшее место работы в тетради. Смотрят на доску, слушают и запоминают. Пишут. Дети сравнивают свою работу с образцом. Ответы детей. Смотрят на доску, слушают и запоминают. Пишут. Дети дают ответы. (примерные ответы: - мне надо тренироваться писать букву Д; мне надо еще стараться. Проверка в парах | Предметные: - закрепить зрительный образ букв Д, д. Регулятивные: - выполнять учебные действия, руководствуясь изученным материалом и в соответствии с инструкциями логопеда; - осуществлять самопроверку; - оценивать выполнение задания: выполнено с ошибками или без, в чем проявилась сложность выполнения. Познавательные: - узнавать буквы Д, д; - сравнивать изученные буквы; - учатся ориентироваться в тетради; - внимательно слушать и анализировать, выделяя существенные признаки; - развивать способность к запоминанию; - развивать способность к переключению. Коммуникативные: - выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующие возрасту; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: - формировать установки на наличие мотивации к качественному труду, работе на результат; - формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию. |
8.Формирование навыка чтения. Самоконтроль | Чтение, работа с простым карандашом. Слайд 2, 3, 4 Знаю точно: подрастете – Призовет вас всех страна, А пока учитесь честно, Набирайтесь сил, ума! 1. Упр. «В бой» -Ребята, звуки вы слышите, буквы Д вы знаете. Значит, должны хорошо читать. Помните об алгоритме чтения Чтение свое вы будете оценивать. Понятно? - Внимательно смотрите. Думайте. Проговаривайте четко. Показываю и говорю, кто будет читать. (Дети читают простые слияния). 2.Игра «Собери слово». - Слушайте боевое задание, отправляемся на минное поле. Вам нужно разминировать его, собрать слоги в слово. по, да, бе – победа (работа в парах). | Смотрят на слайд. Дети следят и читают, услышав своё имя. Дети оценивают (примерные ответы: - Я плохо знаю буквы). - Дома буквы нужно повторять; учить. - Я забыл букву. - Я не следил). - Быть внимательным на занятии; следить. - Я хорошо знаю все буквы. - Я читаю правильно. - Я следил. - Я думал. - Я старался. Дети складывают из слогов слово. | Предметные: - учатся четко артикулировать [д] и [дь]; - производить звуко-буквенный анализ и синтез звуков, слогов, слов; - закрепляют зрительный образ букв Д, д. Регулятивные: - контролировать своё поведение; - понимать цель выполняемых действий; - понимать важность планирования работы; - выбирать способ действия при решении речевой задачи; - выполнять учебные действия, руководствуясь изученным материалом и в соответствии с инструкциями логопеда; - оценивать выполнение задания: выполнено с ошибками или без, в чем проявилась сложность выполнения. Познавательные: - узнавать буквы Д, дь; - осуществлять анализ и синтез звуков, слогов, слов; - развивать способность к запоминанию; - развивать способность к переключению. Коммуникативные. Учащиеся учатся: - выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующие возрасту; - уметь слышать логопеда и сверстников, точно реагировать на реплики; - в сотрудничестве с логопедом ставить конкретную учебную задачу; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
9. Развитие зрительного внимания | Меткий глаз – залог успеха Скажет нам солдат любой. Чтоб желанная победа Завершила правый бой. Игра «Найди отличия» Л.: Между этими двумя картинками 10 отличий. Сможете ли вы их найти? (работа в парах). - На этом наши боевые задания закончились. | Дети рассматривают и обсуждают картинки, выполняют задание. | Регулятивные контролировать свои действия и товарища. |
10. Итог. | - Ребята! Как называлась тема нашего занятия? - Какую цель мы перед собой ставили? - Для чего нам это необходимо? | Тема занятия: Звуки (д,дь). Буква Д. Учиться слышать (д,дь) в слогах, словах. Уточнять написание буквы д. Чтобы правильно читать и писать, не пропускать буквы. | Познавательные: - уметь правильно, четко говорить [д] и [дь]; - группировать изученные звуки; буквы. - развивать способность к запоминанию; - развивать способность к переключению. Коммуникативные: - выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующие возрасту; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные: - выбирать способ действия при решении речевой задачи; - выполнять учебные действия, руководствуясь изученным материалом и в соответствии с инструкциями логопеда |
11. Рефлексия. | - Давайте каждый оценит свою работу на занятии на «Лесенке успеха». Нарисуйте себя на верхней ступеньке, если вы справились со всеми заданиями; если что-то не получилось, то на средней ступеньке; если всё не получилось, то нижней ступеньке. Вы твердо боролись за правое дело Стремились к победе Отважно и смело, Вы наши защитники, все – молодцы! Гордимся мы вами – наши бойцы!!! Вы стойко прошли все испытания и получаете звание будущих защитников Отечества. | Дети выполняют задание. Дети анализируют свою работу и оценивают себя на «Лесенке успеха». | Регулятивные: - контролировать своё поведение; - понимать цель выполняемых действий; - выполнять учебные действия, руководствуясь изученным материалом и в соответствии с инструкциями логопеда; - оценивать выполнение заданий: выполнено с ошибками или без, в чем проявилась сложность выполнения; - самостоятельно убирать рабочие места. Личностные: - формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; - формировать установки на наличие мотивации к качественному труду, работе на результат; - формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию. |