Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 1-го класса на тему "Дифференция звуков С - Ш"»
Тема занятия: Дифференциация звуков и букв [с–ш] на письме. 1 класс
Цель:
• уточнение и сравнение артикуляции звуков “С-Ш”. Задачи:
• закрепление правильного произношения звуков С и Ш в речи,
• развитие фонематического анализа на речевом материале со звуками “С-Ш” ,
• развитие мелкой моторики, фонематического слуха, развитие памяти.
Ход занятия
1. Орг. момент
Ребята, здравствуйте! 2. Артикуляционная гимнастика. (выполнение комплексов упражнений для свистящих и шипящих звуков) 3. Дыхательная гимнастика. Представьте, что мы сейчас в лесу. Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).
Подул холодный ветер: С-С-С-С-С (покачиваемся и машем руками)
Скажите, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка? (Ш-Ш-Ш)
А когда подул холодный ветер? (С-С-С-С)
Как вы наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы “С-Ш”.
4. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам
Сейчас каждый берёт зеркало. Повторяем: С – С – С. Ребята, а когда мы произносим звук С, губы что делают? Правильно, улыбаются. Видно ли зубки? Молодцы, конечно, зубы заборчиком. А где находится кончик языка – вверху или внизу?
Стихотворение про звук “С”:
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси. Теперь произнесем звук Ш.
Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх. Стихотворение про звук “Ш”:
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка
Чашечку подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал, чтобы “Ш” как шёлк шуршал.
5. Связь звуков и букв. Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки.
- Письмо букв в воздухе.
- Конструирование букв из магнитного конструктора.
6.Чтение слоговых таблиц.
Давайте подружим согласные с гласными, прочитаем слоговые таблицы.
7. Развитие тактильных ощущений
(Каждому ученику даётся карточка с буквой, сделанной из крупы).
А сейчас вы закроете глаза, я каждому дам карточку с буквой. Ваша задача – определить какую букву я вам дала, но ответ даем только тогда, когда я назову ваше имя. (обучающиеся тактильно определяют букву, логопед по очереди называет каждого обучающегося). Молодцы, все справились!
8. Развитие фонематического слуха
Игра “Узнай звук”
Теперь я каждому раздаю карточки с буквами С и Ш. Будьте внимательны, если вы услышите звук С – поднимаете карточку с соответствующей буквой. Если слышите звук Ш – поднимаете карточку с соответствующей буквой Ш. Начинаем: С Л Б Ш Н Ш В С К С Ш. Задача усложняется, теперь я буду произносить слоги, а вы внимательно слушаете и поднимаете карточку с соответствующей буквой. ША ЛУ ШО МИ СУ ПА. Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и поднимаете соответствующую букву.
Сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса.
9. Работа в тетради. Сейчас открываем тетради и красиво, аккуратно прописываем сначала букву С. Затем, прописываем букву Ш.
10.Рефлексия. Ребята, понравилось ли вам занятие? Что вам понравилось больше всего? А что ещё мы с вами делали сегодня? С какими звуками и буквами работали?