Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Бережное отношение к природным богатствам. Богатство леса. Бумага»»
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме
«Бережное отношение к природным богатствам
Богатство леса. Бумага»
(старшая группа, ОНР III уровня)
Коррекционные цели:
-активизировать в речи детей названия деревьев;
-обогатить глагольный словарь;
-закреплять навык образования относительных прилагательных;
-познакомить с новыми для детей относительными прилагательными по изучаемой теме;
-закрепить изученные предлоги;
-упражнять в образовании предложно – падежных конструкций (существительных в косвенных падежах единственного числа с предлогом и без предлога);
- развивать речевое связное высказывание;
- развивать мелкую моторику работая с бумагой.
Коррекционно – воспитательные цели:
-воспитывать чувство бережного отношения к природе, лесу, деревьям;
-учить работать в группе;
-закреплять пространственную ориентацию.
Предварительная работа с логопедом и воспитателем группы: рассматривание иллюстраций деревьев, их листьев, плодов, беседа и рассказ воспитателя о происхождении бумаги.
Оборудование для занятия: мультимедийное оборудование, презентация «Лес», видео «Как делают бумагу; « билетики» с изображением деревьев, их плодов и листьев; магнитная доска с маркером; образцы бумаги для выставки; бросовые листки бумаги или газетные листки.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед: Мы с вами, ребята, говорили о предметах, которые делают из дерева. Значит, о каких?
Дети: О деревянных.
Л.: Я открою сундук. Он тоже какой? (Деревянный). В этом сундуке есть лишние вещи, сделанные из других материалов. Давайте их найдем и отложим.
Дети рассматривают содержимое и откладывают в сторону ненужное. Остаются только вещи, сделанные из древесины.
2. Введение в тему, объявление темы занятия.
Л.: Чего – то не хватает в нашей коллекции. Догадайтесь, чего не хватает. (Дети определяют, что не хватает бумаги.)
Л.: А вы хотите пойти в музей бумаги? Если вы хотите отправиться туда, то надо получить «билетики» и ответить на вопросы: как называется дерево и его лист.
Логопед раздает билетики - картинки с изображением деревьев и их плодов и листьев. Дети отвечают на вопрос и проходят в музей бумаги.
Д.: Это сосна. У сосны иголки. Эти иголки сосновые. Это липа, а лист и семена – липовые.
3.Начало экскурсии. Видео «Как делают бумагу».
Дети просматривают видео. Восстанавливают последовательность действий с помощью картинок.
4. Изучение видов бумаги.
В «музее» (на столике) разложены различные виды бумаги: альбомная, газетная, папиросная, картонная, бархатная, гофрированная, глянцевая. Логопед знакомит детей с новыми для них видами бумаги и образует новые для детей относительные прилагательные. Дети закрепляют уже знакомые относительные прилагательные.
5.Рассказ логопеда о том, какая раньше была бумага.
Образование относительных прилагательных (из глины – глиняная, из кожи – кожаная, из папируса – папирусная, из бересты – берестяная).
6.Опыты на определение свойств бумаги.
Дети вместе с логопедом наблюдают за свойствами бумаги, комментируют действия, обогащая глагольный словарь (действия с бумагой - складывается, мнется, промокает, шуршит, режется, скручивается, склеивается, гладится утюгом, красится и т.д.).
7. Закрепление, повторение. Беседа о бережном отношении к лесу.
Л.: Видите, ребята, как долго и сложно делать бумагу, как легко она приходит в негодность, портится. Почему надо бережно относиться к бумаге?
Д.: Потому что ее делают из дерева, а деревья растут очень долго.
Л.: Что может уничтожить лес? Чего не должны делать люди в лесу?
Д.: Лес может уничтожить пожар, вырубка деревьев и кустарников. Люди не должны топтать, собирать много цветов, нельзя ловить много бабочек, стрелять животных. Бумагу нужно беречь, а ту, что пришла в негодность, можно еще использовать.
8. Развитие мелкой моторики.
Изготовление жуков приемом сминания и скручивания бумаги. Дети сминают бумагу в объемный шарик, а усики делают приемом скручивания.
9.Подвижная игра.
Дети слушают рассказ логопеда и выполняют движения.
Представьте себя деревом. Вот оно совсем маленькое. ( Дети сидят на корточках, согнувшись).
На него падают солнечные лучики, и оно растет, тянется к солнцу (Дети встают на носочки, тянутся вверх).
Затем оно подросло, окрепло (Дети ставят ноги на ширину плеч, руки в разные стороны).
На него дул ветерок, оно наклонялось, клонилось в разные стороны (Дети выполняют наклоны из стороны в сторону, вперед и назад).
Но вот пришел человек с топором, стал рубить дерево (Делают рубящие движения руками).
А другой пришел и развел костер. (Дети показывают, как дереву плохо, жарко).
Как поведет себя дерево? Каковы его чувства? Вам жалко дерево? Покажите, как оно выздоровело и стало быстро расти, радуясь ветру, солнцу, дождю (Дети мимикой и движениями показывают).
10. Образование предложно – падежных конструкций. Счет слогов в словах.
Л.: Ребята, посмотрите, каким стал наш лес после прихода лесорубов, пожара. (Логопед выставляет магнитное панно «Лес», на котором картонные плоскостные фигурки пеньков, обугленных бревен). Куда же поползут наши жуки, если лес погиб? Что должны сделать люди, когда срубят дерево или лес сгорит?
Д.: Должны посадить деревья, кусты.
Л.: Правильно! А без чего не может быть леса? Называйте одно дерево или растение.
( Родительный падеж единственного числа с предлогом без).
Д.: Без березки, без куста, без сосны и т.д.
Л.: Давайте же посадим в нашем лесу деревья, кусты, растения, но сначала те, в названии которых один слог, затем те, где два слога, затем те, в названии которых три слога и т.д.
Дети берут с подноса раздаточный материал (по одному предмету) и комментируют свои действия, помещая фигурки на магнитное панно.
Д.: Сначала посадим дуб, куст, так как в слове один слог, липу (сосну, елку и т.д.), так как в слове два слога, потом березу, рябину, ромашку, так как в словах три слога.
Л.: Чем мы засадили лес сначала? А чем потом? (Дети называют названия в творительном падеже).
Л.: Что мы видим в лесу? ( Винительный падеж)
Д.: Мы видим березу, гриб, кустик и т.д.
Л.: Теперь в такой большой чудесный лес можно отпустить туда жуков.
( Дети помещают на панно свои поделки).
11.Закрепление предлогов. Игра « Прятки в лесу».
Л.: А теперь ваши жуки хотят поиграть. Спрячьте их в разные места в лесу прокомментируйте, куда спрятали.
Дети помещают жуков в разные места: под дерево, над деревом, в кустик и т.д. и комментируют свои действия.
Д.: Мой жук под елкой, мой жук за рябиной и т.д.
12.Итоги занятия.
Л.: Молодцы! А какие добрые дела мы сегодня совершили? Где побывали? Как нужно обращаться с лесом, деревьями? Покажите дома своих жуков и расскажите, почему надо охранять лес.