kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте".

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект рассчитан на работу с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте".»


КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при ОШ I-III ст. № 15 г. Макеевки

Долматова Л.Д.


Тема: Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах,

предложениях, тексте.

Цели:

  • учить различать согласные К-Г-Х в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях;

  • развивать фонематический слух, звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

  • совершенствовать навыки словообразования при образовании прилагательных от существительных, учить подбирать родственные слова;

  • обогащать словарный запас, развивать память, логическое мышление, внимание, формировать навыки грамотного письма;

  • воспитывать бережное отношение к животным, любознательность, чувство товарищеской взаимопомощи.

Оборудование: игрушки бычок, поросенок, ворона, таблицы слогов, предметные картинки,

профили звуков, загадки, текст для чтения.

Ход занятия

I. Организационный момент.


- Ребята! К нам на занятие прибежал бычок Гаврюша (показываю игрушку бычка).



Он встревожен, его друзей похитила злая волшебница. Она их освободит, если Гаврюша выполнит все её задания. Но бычок совсем не силен в этом. Поможем Гаврюше вернуть друзей?

- Гаврюша принес фотографии своих друзей. Посмотрите на фото и определите, кто это?

- Конечно же это Хрюша и Каркуша! Наши любимые герои из телепередачи.

- Определите, какие звуки стоят в начале каждого имени (К-Г-Х).



II. Основная часть. Задания от злой волшебницы. Вспомнить всё, что мы знаем о звуках и буквах К-Г-Х.

  1. Задание №1. Артикуляция звуков К-Г-Х и их характеристика, чем они похожи, чем отличаются. Какой буквой обозначаются на письме.

К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а образует с ним щель, через которую проходит тёплая струя воздуха (согласный, глухой, твёрдый и мягкий).

При произнесении звуков «К» и «Г» спинка языка (середина) высоко приподнята;

при произнесении звука «Х» спинка языка немного приподнята.

  1. Задание №2. Игра «Будь внимательным». Накрыть буквы фишками. Гаврюша передает каждому из вас листочки с буквами. Надо букву К накрыть фишкой-копейкой, Х- фишкой-хомяк, Г – гайка.

В Г О А Р К Н З М Е Ч Г П

И Х В К С К Н А З Г О Л У

Х К Н Т Ы Е Г З С Х Н Г Я

С И Г А Е Ч К З В С Ы Д Г

О Щ К Ш З Д Т Г С Н Х Ш

  1. Задание №3. Чтение слоговых таблиц.

КА-КО-КУ-КЫ ХА-ХО-ХУ-ХИ ГА-ГО-ГУ-ГИ

КА-ГА-ГА-КА ХА-КА-ХА-КА ГА-КА-ХА-ГА

4. Задание №4. «Слог потерялся». Вставь в слово слоги КА, ХА, ГА.

РУ __, НО__, У__, __ЗЕТА, __НАВА, __ОС, МА__ЗИН, РУБА__, ДУ__.

5. Задание №5. Игра «Шифровальщик». Зашифруйте названия картинок, записав только букву К, Г, Х. (петух, тыква, сапоги, клюшка, мак, черепаха, гриб, иголка, хомяк)

Сверьте запись с записью на доске: Х, К, Г, КК, К, Х, Г, ГК, ХК.

6. Задание №6. Игра «Доскажи словечко». Назвать пары слов, чем они похожи, чем отличаются. Записать их, подчеркнуть буквы, которыми они отличаются.

  • Младший мой братишка Глеб,

Очень любит свежий ….. хлеб.

  • У людей на пальцах ногти,

У зверей на лапах …. когти.

  • Нет еды, мы скажем – голод,

Нет тепла, мы скажем …. холод.

  • Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собачке … кости.

7. Задание №7. Игра «Кто быстрее».

Помогите Каркуше, Гаврюше и Хрюше отобрать слова с их любимыми звуками. Определите место звуков К, Г, Х в слове. Запишите слова в три столбика. Образуйте прилагательные от существительных:

капуста – капустный хлеб - хлебный

груша – грушовый огурец – огуречный

тыква – тыквенный





  1. Задание №8. Отгадывание загадок. Волшебница решила загадать вам загадки.


Очень зелены, густы

в нашем садике ... кусты.



Затвердела снега корка, будет скользкой наша

... горка.


Мы пришли сегодня в гости,

принесли собачке ... кости.




Жаворонка слышен голос,

зреет в поле спелый ... колос.


Определите место звуков Г-К-Х в словах-отгадках? Образовать родственные слова к словам-отгадкам.

Кусты – кустик, кустистый, кустовой, куститься.

Горка – горочка, горный, пригорок, гористая, горец.

Кости – косточка, костяной, костлявый, костистый, костный.

Колос – колосок, колосья, колосится, колосистый.

  1. Физкультурная пауза.

Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону)

Гуси - в волнах на реке. (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели. (приседания)

Веточка качается - (покачивание руками)

Неплохо получается.

  1. Работа с предложениями и текстом. У Гаврюши новое задание. Надо прочитать слова и составить из них предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Придумать название рассказу, прочитать его. Назвать слова со звуками К-Г-Х.

Белка, гнезда , выбралась, из. (Белка выбралась из гнезда.)

Поскакала, еловыми, за, шишками, она. (Она поскакала за еловыми шишками.)

Шишки, белка, сидит, ёлке, на, шелушит, и. (Сидит белка на ёлке и шишки шелушит.)

Вкусная, зверька, у, будет, кладовой, еда, в. (Будет вкусная еда у зверька в кладовой.)

Закружилась, лесу, вьюга, вдруг, в. (Вдруг закружилась в лесу вьюга.)

Гнезду, поспешила, к белка. (Белка поспешила к гнезду.)

Забралась, гнездо, белка, тёплое, в. (Забралась белка в тёплое гнездо.)

Пол, хвоей, гнезде, укрыт, в, сухой. (Пол в гнезде укрыт сухой хвоей.)

  1. Бисерография «Укрась хвост петуха». Волшебница отпустила друзей Гаврюши.


Друзья принесли вот таких красивых петушков. Детям раздаются петушки из пластилина с хвостиками из проволоки. Дети должны за пять минут украсить хвостики (нанизать на проволочку бисер).

Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам расскажу про хвосты.


Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она отпугивает врагов.

Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и

слушались его. Вспомните, для чего хвосты рыбам, кенгуру, раку, белке, птицам, змее?

III. Итог занятия.

- Ребята! Вы сегодня большие молодцы! Вы спасли друзей от злой волшебницы, научились различать звуки и буквы К-Г-Х и научили этому зверушек. Гаврюша, Хрюша и Каркуша дарят вам этих красивых петушков и хотят, чтобы вы дома выучили стишок, записали его в тетрадку, подчеркнули наши буквы и нарисовали к нему картинку:

Хомка-хомка хомячок,

Пушистый бочок,

Глазки бусинки черны,

Лапки очень коротки,

Хвостик маленький,

Носик красненький!




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Долматова Лариса Дмитриевна

Дата: 25.02.2017

Номер свидетельства: 395630

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства