КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте".
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте".
конспект рассчитан на работу с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята! К нам на занятие прибежал бычок Гаврюша (показываю игрушку бычка).
Он встревожен, его друзей похитила злая волшебница. Она их освободит, если Гаврюша выполнит все её задания. Но бычок совсем не силен в этом. Поможем Гаврюше вернуть друзей?
- Гаврюша принес фотографии своих друзей. Посмотрите на фото и определите, кто это?
- Конечно же это Хрюша и Каркуша! Наши любимые герои из телепередачи.
- Определите, какие звуки стоят в начале каждого имени (К-Г-Х).
II. Основная часть. Задания от злой волшебницы. Вспомнить всё, что мы знаем о звуках и буквах К-Г-Х.
Задание №1. Артикуляция звуков К-Г-Х и их характеристика, чем они похожи, чем отличаются. Какой буквой обозначаются на письме.
К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.
Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).
Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а образует с ним щель, через которую проходит тёплая струя воздуха (согласный, глухой, твёрдый и мягкий).
При произнесении звуков «К» и «Г» спинка языка (середина) высоко приподнята;
при произнесении звука «Х» спинка языка немного приподнята.
Задание №2. Игра «Будь внимательным». Накрыть буквы фишками. Гаврюша передает каждому из вас листочки с буквами. Надо букву К накрыть фишкой-копейкой, Х- фишкой-хомяк, Г – гайка.
В Г О А Р К Н З М Е Ч Г П
И Х В К С К Н А З Г О Л У
Х К Н Т Ы Е Г З С Х Н Г Я
С И Г А Е Ч К З В С Ы Д Г
О Щ К Ш З Д Т Г С Н Х Ш
Задание №3. Чтение слоговых таблиц.
КА-КО-КУ-КЫ ХА-ХО-ХУ-ХИ ГА-ГО-ГУ-ГИ
КА-ГА-ГА-КА ХА-КА-ХА-КА ГА-КА-ХА-ГА
4. Задание №4. «Слог потерялся». Вставь в слово слоги КА, ХА, ГА.
5. Задание №5. Игра «Шифровальщик». Зашифруйте названия картинок, записав только букву К, Г, Х. (петух, тыква, сапоги, клюшка, мак, черепаха, гриб, иголка, хомяк)
Сверьте запись с записью на доске: Х, К, Г, КК, К, Х, Г, ГК, ХК.
6. Задание №6. Игра «Доскажи словечко». Назвать пары слов, чем они похожи, чем отличаются. Записать их, подчеркнуть буквы, которыми они отличаются.
Младший мой братишка Глеб,
Очень любит свежий ….. хлеб.
У людей на пальцах ногти,
У зверей на лапах …. когти.
Нет еды, мы скажем – голод,
Нет тепла, мы скажем …. холод.
Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке … кости.
7. Задание №7. Игра «Кто быстрее».
Помогите Каркуше, Гаврюше и Хрюше отобрать слова с их любимыми звуками. Определите место звуков К, Г, Х в слове. Запишите слова в три столбика. Образуйте прилагательные от существительных:
капуста – капустный хлеб - хлебный
груша – грушовый огурец – огуречный
тыква – тыквенный
Задание №8. Отгадывание загадок. Волшебница решила загадать вам загадки.
Очень зелены, густы
в нашем садике ... кусты.
Затвердела снега корка, будет скользкой наша
... горка.
Мы пришли сегодня в гости,
принесли собачке ... кости.
Жаворонка слышен голос,
зреет в поле спелый ... колос.
Определите место звуков Г-К-Х в словах-отгадках? Образовать родственные слова к словам-отгадкам.
Работа с предложениями и текстом. У Гаврюши новое задание. Надо прочитать слова и составить из них предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Придумать название рассказу, прочитать его. Назвать слова со звуками К-Г-Х.
Белка, гнезда , выбралась, из.(Белка выбралась из гнезда.)
Поскакала, еловыми, за, шишками, она.(Она поскакала за еловыми шишками.)
Шишки, белка, сидит, ёлке, на, шелушит, и.(Сидит белка на ёлке и шишки шелушит.)
Вкусная, зверька, у, будет, кладовой, еда, в.(Будет вкусная еда у зверька в кладовой.)
Закружилась, лесу, вьюга, вдруг, в.(Вдруг закружилась в лесу вьюга.)
Гнезду, поспешила, к белка.(Белка поспешила к гнезду.)
Забралась, гнездо, белка, тёплое, в.(Забралась белка в тёплое гнездо.)
Бисерография «Укрась хвост петуха». Волшебница отпустила друзей Гаврюши.
Друзья принесли вот таких красивых петушков. Детям раздаются петушки из пластилина с хвостиками из проволоки. Дети должны за пять минут украсить хвостики (нанизать на проволочку бисер).
Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам расскажу про хвосты.
Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она отпугивает врагов.
Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и
слушались его. Вспомните, для чего хвосты рыбам, кенгуру, раку, белке, птицам, змее?
III. Итог занятия.
- Ребята! Вы сегодня большие молодцы! Вы спасли друзей от злой волшебницы, научились различать звуки и буквы К-Г-Х и научили этому зверушек. Гаврюша, Хрюша и Каркуша дарят вам этих красивых петушков и хотят, чтобы вы дома выучили стишок, записали его в тетрадку, подчеркнули наши буквы и нарисовали к нему картинку: