Тема. Формирование монологической и диалогической речи.
Рассказ по серии сюжетных картин «На огороде».
Цель.
1. Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин.
2. Формировать умение грамматически правильно строить высказывание.
3. Формировать диалогическую речь.
3. Развивать словесно-логическое мышление.
4. Развивать сознательное восприятие речи.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
– учить навыку рассказывания по серии сюжетных картин;
– формировать умение отвечать фразой (простым или распространённым
предложением);
– учить грамматически правильно строить высказывание;
– учить задавать вопросы по предложенной теме;
Коррекционно-развивающие:
– развивать внимание, память;
– развивать словесно-логическое мышление, учить устанавливать причинно-
следственные связи;
– активизировать познавательные процессы;
– вызывать интерес к дидактическим речевым упражнениям;
– развивать двигательно-ритмические навыки;
Коррекционно-воспитательные:
– формировать познавательную активность;
– формировать доброжелательное отношение друг к другу в процессе
совместной деятельности;
– формировать желание включаться в организованную речевую
деятельность;
– воспитывать культуру поведения.
Оборудование: серия сюжетных картин «На огороде», предметные картинки с изображением ягод, цветов, птиц, диких животных.
I. Орг. момент.
На доске выставлены предметные картинки.
Сядет тот, кто правильно ответит.
– Какие ягоды собирают летом дети?
– Дети летом собирают малину, чернику, землянику…
– Какие цветы цветут на лугу?
– На лугу цветут ромашки, колокольчики, одуванчики...
– Каких птиц видели дети летом в лесу?
– Дети в лесу видели дятла, иволгу, синицу, щегла...
– Каких зверей можно увидеть летом в лесу?
– Дети летом в лесу могут увидеть белку, зайца, ёжика, лося, ящерицу…
– Что дети любят делать летом?
– Дети летом любят ловить рыбу, кататься на велосипеде, рисовать,
лепить, ухаживать за огородом…
II. Постановка цели занятия.
1. С помощью картинок ответить на вопрос.
– Что дети любят делать летом?
– Дети летом любят ловить рыбу, (запускать змея, рисовать, лепить,
ходить в лес за грибами и ягодами, кататься на велосипеде, ухаживать
за огородом…)
2. Сегодня мы будем рассказывать о том, как дети летом работали на
огороде. Будем отвечать на вопросы и составлять рассказ по нескольким
картинкам.
3. Что сажают на огороде?
– На огороде сажают капусту, помидоры, лук, огурцы, редиску…
4. Отгадайте загадку и узнаете, о каком растении будет наш рассказ.
Что это?
Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки.
(Помидоры)
Про что мы будем рассказывать рассказ? – Про помидоры.
III. Формирование навыка составления рассказа по серии сюжетных картин
«На огороде».
1. Упражнение «Будь внимателен! »
Самостоятельное установление логической последовательности картин в
серии. Один из детей размещает на доске картинки серии в нужной
последовательности.
2. Уточнение причинно-следственных связей с помощью вопросов.
Кто дал детям рассаду?
Что хотели сделать дети?
Что они делали сначала?
Что стали делать дети потом?
Для чего дети подвязывали кустики помидоров?
Какой получился урожай?
Когда собирают урожай помидоров?
3. Ориентируясь на картинки, дети поочерёдно заканчивают нужным
по смыслу словом предложение, даваемое логопедом.
Дети хотели сделать свой …(огород).
Бабушка дала им ... (рассаду помидоров).
Дима сделал…(грядку).
Таня и Вова сажали…(рассаду).
Дети ухаживали за своим…(огородом).
Они поливали растения тёплой…(водой).
Воду наливали в лейки из…(бочки).
Помидоры быстро…(росли).
Чтобы растения не упали от ветра,
дети к колышкам их…(подвязали).
Летом на кустиках созрели…(вкусные красные помидоры).
IV. Динамическая пауза.
Импровизация движений по содержанию стихотворения.
Лопату взяли и землю раскопали.
Землю удобряли, дружно разрыхляли.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Помидоры мы сажали, их из лейки поливали.
Тяпку в руки взяли и сорняки убрали.
Всё под солнышком растёт,
Вырос, вырос огород!
Помидоры соберём, весело домой пойдём!
V. Продолжение работы над серией картин «На огороде».
Рассказ логопеда, составленный в соответствии с ответами детей.
Дети хотели сделать свой огород. Бабушка дала им рассаду помидоров.
Дима сделал грядку. Таня и Вова сажали рассаду. Дети ухаживали за своим
огородом. Они поливали растения тёплой водой. Воду наливали в лейку из
бочки. Помидоры быстро росли. Чтобы растения не упали от ветра,
дети подвязали их к колышкам. Летом на кустиках созрели вкусные
красные помидоры.
2. Самостоятельный рассказ нескольких детей по серии картин (возможна помощь логопеда).
3. Анализ детских рассказов.
VI. Формирование диалогической речи.
Придумать вопросы по содержанию рассказа и задать их друг другу.
Дети работают парами у доски. Один ребёнок придумывает вопрос, а другой на него отвечает.
Предполагаемые вопросы детей.
– Где дети сажали помидоры?
– Кто детям дал рассаду помидоров?
– Что делал Дима?
– Что делала Таня?
– Какой водой дети поливали помидоры?
– Как ухаживали дети за помидорами? И т. п.
VII. Итог занятия.
Что мы сегодня делали? – Рассказывали рассказ по картинкам.
– Задавали друг другу вопросы и отвечали на них.
Оценка работы детей.