Конспект логопедического занятия "Обозначение границ предложения"
Конспект логопедического занятия "Обозначение границ предложения"
Конспект логопедического занятия для закреплении знаний детей об основных признаках предложения и способах обозначения границ предложения, выделения предложений из текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Обозначение границ предложения"»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4 г. Саратова»
Конспект логопедического занятия
на тему:
«Обозначение границ предложения»
класс: 5 «А»
дата проведения: 26.04.2018
Учитель логопедических занятий:
А.А. Гардина
Саратов - 2018
Цель: закрепить знания детей об основных признаках предложения.
Задачи:
закрепление навыков согласования слов в предложении;
упражнение в грамматически правильном построении предложений;
тренировка в наблюдении за интонацией голоса;
повторение правила обозначения границ предложения на письме;
развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки;
развитие логического мышления;
развитие слухоречевой и зрительной памяти, произвольного внимания;
развитие грамматического строя речи.
Оборудование: карточки-схемы предложения, карточки-знаки, карточки со словами, мультимедийная аппаратура, презентация.
Структура урока
I. Организационный момент: Эмоциональный настрой на урок.
II. Основная часть
1) Постановка проблемы - формулирование темы урока;
2) Актуализация опорных знаний;
3) Развитие фонематического слуха;
4) Развитие орфографической зоркости;
5) Закрепление навыков согласования слов в предложении.
III. Итог урока. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие эмоции может испытывать человек. (Логопед показывает слайды презентации (Эмоции), дети называют эмоцию. Вы правильно назвали все эмоции. Скажите, а какое у вас сейчас эмоциональное состояние, какие чувства вы испытываете в данный момент? (Дети отвечают на вопрос) Надеюсь, что наш урок будет вам интересен, и все мы испытаем чувство радости от того, что узнаем что-то новое, поделимся друг с другом уже известным.
II. Основная часть
1. Постановка проблемы - формулирование темы урока
Логопед: Ребята, я вам зачитаю определение, а вы внимательно послушайте и отгадайте что это такое.
Оно выражает законченную мысль. Слова в нем связаны по смыслу и грамматически.. Оно бывает простым и сложным, распространенным и нераспространенным, имеет главные и второстепенные члены.
Ответы детей.
Логопед: Ребята, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
- Предложение.
2.Актуализация опорных знаний (Слайд 2)
Логопед: Посмотрите, перед вами - слова. Прочитайте их. Они записаны в беспорядке? Передают ли они какую-либо мысль? Это предложение?
- Нет, это набор слов.
Логопед: Составьте из этих слов предложение, проверьте, правильно ли вы его составили (учащиеся составляют предложение и сверяют его с тем, что появляется на слайде). Какие выводы мы можем сделать?
- Предложение образовано из слов, которые между собой связаны по смыслу и выражают законченную мысль. (Слайд 3)
Логопед: В этом предложении есть ошибка, какая? Послушайте стишок подсказку.
Ставится в слове не зря и не просто
буква такого высокого роста!
Ставится буква у строчки в начале-
чтобы начало все замечали.
- Первое слово предложения пишется с заглавной буквы.
Логопед: В каких ещё случаях мы пишем слова с большой буквы? (Слайд 4)
- Имена собственные, начало строки в стихотворном тексте.
Логопед: А что мы ставим в конце предложения?
- В конце предложения мы ставим точку. (Слайд 5)
Логопед: Запишите предложение в тетрадь.
(Работа в тетради).
Логопед: Перед вами карточки. Определите, какой карточкой вы обозначите начало предложения, какой слова в предложении, какой конец предложения.
_____________________
__________________ .
Составьте схему предложения, начертите ее в тетради.
(Дети выполняют задание)
Логопед: В конце этих предложений стоит не точка, а другие знаки препинания. Какие знаки и почему? (Слайд 6)
- Знак вопроса и восклицательный знак. Потому что первое предложение вопросительное, а второе восклицательное.
Логопед: Составьте и начертите схемы этих предложений. Проверьте себя(Слайд 6) Сделайте вывод, ответив на вопрос: какие по цели высказывания бывают предложения?
- По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и восклицательные.
Логопед: Я прочитаю вам предложения, а вы поднимите карточку с тем знаком, который, вы считаете нужно поставить в конце предложения.(карточки-знаки) (Дети выполняют задание и проверяют себя)
(Слайд 7)
Весной на деревьях появляется листва. Почему спешат вернуться перелетные птицы? Как бодрит весенним утром свежий воздух!
ФИЗМИНУТКА
Игра «Кто быстрей соберет предложение»
Дети разбиваются на команды, команде выдаются карточки – каждому ребенку отдельное слово или картинка или знак препинания. Они должны по команде логопеда построиться так, чтобы получилось предложение:
КАРТОЧКИ
Весной
светит
ярко.
В
саду
зеленееют
кусты
и
.
Почему
распустились
?
Как
рады
свежей
зелени
!
3.Развитие фонематического слуха
Логопед: Ребята, что помогает нам на слух определить границы предложения?
- Законченность мысли и интонации.
Логопед: Попробуйте на слух определить начало и конец предложения. Я вам буду читать текст, а вы в конце каждого предложения поставите точку. Точку обозначите с помощью хлопка.
(Педагог читает текст, а ученики хлопают в ладоши, если нужно поставить точку)
Пришла весна
Автор: Толстой Лев Николаевич
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза. Так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра. Чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
4.Развитие орфографической зоркости
У учащихся – карточки с рукописным текстом, в котором отсутствуют границы предложений. Необходимо исправить допущенные ошибки - обозначить заглавные буквы и поставить точки.
в воздухе пахнет весной солнце светит ярко с крыш домов свисают сосульки появились первые маленькие проталины совсем скоро зажурчат весенние ручейки на березах радостно щебечут птицы
Логопед: Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 8) Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте?
- Проталины
Логопед: Узнаем значение этого слова.
Проталины - место, где снег растаял, и открылась земля.
5. Закрепление навыков согласования слов в предложении
Логопед: Каждый из вас составит предложение из слов, которые лежат у вас в конвертах. (индивидуальные конверты со словами в начальной форме). Вы можете изменять слова так, чтобы они подходили друг другу.
Вот, например, в моем конверте лежат слова: лето, в, дети, ягоды, лесу, собирать. Какое можно составить предложение? (если дети затрудняются, помогает логопед)
- Летом в лесу дети собирают ягоды.
Логопед: Задание понятно? Приступайте!
природа
у
четыре
времена
год
идти
друг
за
друг
строго
они
за
осень
щедрый
следовать
зима
седой
смену
на
спешить
зима
весна
за
лето
весна
приходить
осень
за
опять
лето
так
и
времена
по
года
кругу
ходить
У природы четыре времени года. Идут они строго друг за другом. За щедрой осенью следует седая зима. На смену зиме спешит весна. За весной приходит лето. За летом опять осень. Так и ходят времена года по кругу.
Ученики выполняют задание, затем из предложений они составляют текст. Придумывают заглавие. Сверяют с контрольным текстом в презентации.
III.Итог занятия
Логопед: Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового мы узнали? Что повторили? В чем попрактиковались?