Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему:"Слоговой анализ и синтез слов"»
Конспект логопедического занятия
Тема: Слоговой анализ и синтез слов.
Цели:
- Закреплять практическое умение детей дифференцировать слог и слово, развивать слоговой анализ и синтез, фонематический слух через умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, интерес к сказке и осознанное отношение к материалу.
Оборудование: Картина – маршрут с изображением героев сказки А.А. Милна « Винни Пух и все-все-все»; картинки с изображением Унылой поляны и школы; плакат с ошибками; песня из мультфильма; раздаточный материал у детей; конверты с заданиями; тетради, ручки, карандаши.
Ход занятия
ОРГ.МОМЕНТ.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать. 2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.
Сегодня у нас урок – сказка и помогать будем героям этой сказки. А какая это сказка- догадайтесь! ( Звучит песенка Винни Пуха « Хорошо живёт на свете Винни Пух»). Догадались, как называется эта сказка? Назовите главных героев этой сказки. Вспомните, как звали других героев сказки?
Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям предолевать их.
3.ОФОРМЛЕНИЕ ТЕТРАДЕЙ.
Открыли тетради и записали число.
4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Все друзьям помочь вы рады?
Но постойте – вот преграды:
« Пятачок» пропишем слово, разделив его на слоги,
И поставим ударение для правильного чтения.
Вспомни правило: Знает каждый из учеников – Сколько гласных – столько и слогов.
Слушаем слово, определяем, сколько гласных. Записываем слово, называем гласные. Определяем, сколько в слове слогов, почему?
Определяем ударный слог. Делим слово на слоги вертикальными черточками и ставим ударение.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.
Игра « Живые слова».
Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру. ( Вызываю по 3 ребенка, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слова).
Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.
Стала наша полянка вовсе не унылой! ( Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).
Игра « Хлопни».
Поднялось настроение у Винни Пуха и Пяточка. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.
БЕ- РЕ- ЗА СО- ЛО- ВЕЙ РО-МАШ-КА КУЗ- НЕ- ЧИК Молодцы, ребята! Друзьям пора в путь.
Составление слов из слогов, данных в беспорядке.
Весело шагали они по лесной тропинке и встретили Тигрулю. Он сидел и думал как составить слова из этих слогов. Поможем ему составить слова?
У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ
Дети составляют слова, называют и записывают их. Узнаю, сколько слогов в каждом слове?
Мы помогли справиться Тигруле с нелегким заданием. А наши веселые друзья отправились в гости к Кролику.
Игра « Цепочка слогов».
Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:
Вот уже виден дом Кролика. Да что-то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов.
( Слова составляем устно).
ША БА КА КА КА РЫ РАН МЫШ
Сколько слогов в каждом слове?
Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.
Составление слов по первому заданному слогу.
Видят друзья высокое дерево, а на ветке - старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.
Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.
Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова:
Ло шадь, Ло пата, Ло си, Ло жка, Ло коны и т.д.
Вот и дом Совы! Друзья идут дальше.
Работа по карточке.
Задание:
Выбрать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов и записать их в три столбика.
Вспомните, ребята, сказку. Однажды Винни Пух залез на дерево, чтобы добыть мёд, и на него налетели пчелы – еле спасся. Сейчас он тоже услышал тревожное пчелиное жужжание. Что же это? Пчелы не пропустят друзей дальше, пока они не выполнят задание.
Прочитайте задание, вспомните правило, выполните самостоятельно.
Слова: ЛЕС, ШКОЛА, МОСТ, РЫБАЛКА, ГРИБЫ, ДОМ, ШКОЛА, РЕКА, ИЗБУШКА, КОЛОДЕЦ.
Проверка: на доске открываю карточки, спрашиваю, у кого есть ошибки?
Индивидуально подхожу к каждому во время выполнения задания.
Физкультминутка
Назову слог- наклон вправо, назову слово – наклон влево.
И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?
Ослик Иа-Иа стоит грустный – грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик.
Читаем на доске предложение и записываем:
ЗА ОЗЕРОМ СТОИТ ШКОЛА.
Каждый этап схемы – бревнышко моста. Дети составляют схему в тетрадях, а логопед на доске. Объясняют границы предложения, сколько слов, сколько слогов в каждом слове, какие гласные в словах. Обязательно обращаем внимание на маленькое слово – предлог. В каком слове слог состоит из одной буквы.
Схема: _________________________________.
__ _______ _______ ________.
____ ____ ____ ____ ___ ____ ____ ____ .
Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.
Тест – контрольное задание.
Дети, отвечают на вопросы, поднимают карточки + или –
Вопросы:
В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.
В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.
Слог обязательно содержит гласную букву.
Слог не бывает без согласных букв.
Слог может состоять из одной буквы.
В слове ДОМ 3 слога.
В слове ПАРК 1 слог.
Экзамен сдан!
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы умеете делать слова на слоги, составлять из слогов слова, а это значит, вы не будете делать ошибок на пропуск, перестановку букв и слогов в словах. Наша сказка закончилась!
Оцениваю работу детей. Ребята сдают тетради и дослушивают до конца песенку Винни Пуха.