Логопедическое занятие 2 класс
Рябич Инна Ивановна, учитель-логопед высшей категории
Тема: Дифференциация на письме заглавных букв «З – Е»
Цель: коррекция оптической дисграфии по различению похожих на письме заглавных букв «З» и «Е»
Задачи:
- образовательная : учить различать на письме заглавные буквы «З – Е» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; закрепить правило написания имен собственных
- развивающая: развивать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь, зрительное восприятие, оптико – пространственные и кинетические представления, моторную координацию, внимание, память, общую и мелкую моторику;
- воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь им при затруднениях.
Оборудование: индивидуальные схемы «Характеристика звуков», индивидуальные карточки, стрелки, таблицы, фишки, мячи (мешочки), слайды, ребусы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Упражнение «Добро камень греет»
(Возьмем камень в ладошки и нагреем добрыми, а значит теплыми словами).
2. Садится тот, кто назовет свое имя, отчество и фамилию. Откуда берется у человека отчество?
II. Основная часть.
Кинезиологическая размина.
Повторение скороговорки с движением кистей рук (ладонь-ребро-кулак):
Елена и Захар покупали сахар,
А Зоя и Егорка бежали по пригорку.
(одно движение на одно слово)
Введение в тему занятия.
а) Упражнение «Назови одно имя и передай мяч другу»
(вспомнить имена детей, которые прозвучали в скороговорке и бросить мяч другу: девочки вспоминают имена девочек, мальчики – имена мальчиков).
б) Перешифровка звуков в буквы. Сравнение букв.
- С каких звуков начинаются эти имена? Какие звуки и буквы мы сегодня будем различать?
- Покажите фишки, которым соответствуют эти звуки.
- Характеристика звуков З и Е с опорой на схему анализа звуков;
- Какое правило вы знаете по написанию имен?
- Найдите заглавные буквы З и Е среди букв.
Е З е Е е з Е з е З Е З е Е е з Е з е З
- Вы догадались ,почему буква З синяя, а Е – красная?
3. Развитие пространственных представлений.
а) Игра «Муха» (передвижение фишки-«мухи» по полю из квадратов: вверх, вправо, влево, вниз и т.д)
б) Д/упражнение «Стрелки».
Возьмите стрелки и разложите так, чтобы две стрелки смотрели вправо, а три влево. → → ← ←
в) Назовите направления стрелок на большой карточке.
г) Упражнение «Зеркальный фокус»
- Покажите букву З в зеркало, в какую букву она превратилась?
- А теперь возьмите букву Е, в какую букву превратилась?
- Вот так же происходит у некоторых детей, когда они пишут заглавные буквы З и Е. Сегодня мы будем упражняться в правильном написании этих букв.
4. Сравнение букв З - Е
а) - Чем они похожи? Чем различаются?
(У букв одинаковые элементы: два полукруга, расположенных один под другим. Отличаютсятем, что буква Е пишется влево, а буква З- вправо)
б) Игра «Радуга». Перебрасывание мяча из правой руки в левую с проговариванием соответственной буквы З↔ Е.
- Какая буква звучит нежнее?
в) написание букв пальцем на наждачной и бархатной бумаге: правой рукой – букву «З» на наждачной бумаге, левой –букву « Е» на бархатной бумаге.
г) конструирование букв «З» и « Е» из проволоки
5. Работа в тетради
а) Найдите закономерность написания букв на слайде
З Е Е З Е Е З Е Е З Е Е З Е Е З Е Е З Е Е
б) Запишите буквы в тетрадь в той же закономерности .
Начертите под буквой стрелочку: под буквой «З»- стрелка направлена вправо (→) , под буквой « Е» – влево (←);
в) графический диктант стрелками: Е, З, З, Е ек, зу, зак, енк, Зоя, Есения, Емеля, Зина. Подписывание на стрелках заглавных букв «З», «Е».
Физ.минутка. Мозжечковая стимуляция:
Проба Ромберга с проговариванием скороговорки (из орг.момента)
Стойка «Цапля» с проговариванием скороговорки (из орг.момента)
6. Упражнение «Будь внимательным»
- Какие еще имена вы знаете на букву «Е» и «З». Верните мне мяч и назовите имя.
7. Вставьте букву «З» или «Е» в имена детей и сказочных героев.
_ олушка, _ меля, _ катерина, _ лата, _ вгений, _ лена, _ ахар, _ фим, _ сения, _ оя, _ инаида.
Прочитайте имена сказочных героев, имена детей. Как по другому можно звать девочку Зинаиду, Елену, Екатерину мальчика Евгения?
8. Работа по слайдам
- Слайд 1: Пять детей с предметами (Ева с зонтом, Зоя с зонтом, Егор с ежами, Елена с зайцем, Зина с ежевикой)
Слайд 2 : Шесть детей с предметами (Иван с машиной) - Кто появился в этом кадре? Пригласим его сегодня на занятие? Почему?
Слайд 3: Пять предметов (зонт, звезда, ежи, заяц, ежевика)
- Как звали детей, у которых были эти предметы? (Зина, Елена, Зоя, Ева, Захар, Егор)
Ставится первый слайд на 1 минуту. Слайд убирается. Запишите, пожалуйста, кто с чем был изображен на слайде.
- Что вы записали слова или словосочетания? - Сколько слов в каждом словосочетании? - Это существительные, прилагательные или глаголы?
- Что такое «С» (предлог)? Какое вы знаете правило написания предлогов?
7. Работа в парах: «Предложение рассыпалось».
- Сложите предложения из слов:
завод, ремонт, на, закрылся
потеряла, хрустальную, Золушка, туфельку
- Подчеркните буквы «З», «Е» стрелочками.
- Подсчитайте количество слов во втором предложении.
- Начертите схему предложения.
Взаимопроверка.
- Что ты хочешь сказать своему соседу?
8. Помогите мне правильно написать и прочитать предложение:
Поставьте ударение в слове «Звонок» и «Звонит». Назовите родственные слова. Подберите к ним проверочное слово.
- Звонит как? (Громко, звонко)
Звонок громко звонит с урока.
Откройте карточку со знаком препинания или смайликом (! . ?).
Прочтите предложение с выражением.
8. Отгадывание ребуса:
III . Итог занятия. Рефлексия.
- Что вам сегодня понравилось на занятии?
- Какие задания были трудными для вас?
- Чему вы научились на занятии?
Уходит тот, кто пройдет по полоске на носочках и расскажет скороговорку , которую учили в начале занятия.