kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях. Дифференциация «Л», «ЛЬ». Сказка «В гостях у Элоны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям-логопедам для работы по автоматизации  звука Л в словах и предложениях с детьми, имеющими нарушения отдельных фонем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях. Дифференциация «Л», «ЛЬ». Сказка «В гостях у Элоны»

Конспект логопедического занятия


с группой учеников, имеющих нарушения произношения отдельных фонем.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 7 г. Макеевки

Животова В.И.

Тема: Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях.

Дифференциация «Л», «ЛЬ». Сказка «В гостях у Элоны.


Цель:

  • закреплять правильное произношение звука «Л» в словах и предложениях;

  • продолжить учить различать звуки «Л», «ЛЬ»;

  • развивать навык звукового анализа и синтеза, умение образовывать новые слова путем замены «ЛЬ» на «Л»;

  • добиваться полных ответов, обогащать словарный запас словами со звуками «Л», «ЛЬ»;

  • развивать смекалку, слуховое внимание;

  • воспитывать чувство взаимопомощи, гостеприимства, интерес к сказкам.


Оборудование: предметные картинки и буквы для выкладывания слова «Золушка»; сюжетные картинки по содержанию чистоговорок; трафареты с изображением лодок, цветные карандаши, картинки-символы артикуляционных упражнений, слоговая таблица; маска Колобка, игрушка Колобок, кукла Золушка, корзинка с лесными орехами; зонды спирт, вата, индивидуальные зеркала, профиль артикуляции звука «Л», звездочки для поощрения наиболее активных детей.


План занятия

  1. Вступительная часть

1. Организационный момент.

  • Первыми сядут те ученики, у кого на парте лежат картинки, в названиях которых есть только звук ЛЬ, затем только Л, последними – у кого есть звуки Л и ЛЬ.

ябЛоко кукЛа апеЛЬсин коЛокоЛЬчик павЛин пЛастиЛин


Отметить звездочками самых активных учеников прошлого занятия.

  • Ребята, скажите, зачем вы посещаете логопедические занятия?

  • Что вы делаете каждый день у зеркала, чтобы быстрее научиться правильно говорить?

2. Артикуляционная гимнастика с опорой на таблицы с условными изображениями артикуляционных упражнений (дети сами называют по таблице упражнения, логопед считает, дает словесные инструкции, контролирует правильность выполнения):

«Раскатать тесто» «Иголочка» «Заборчик» и «Трубочка» (чередование)

«Вкусное варенье» «Качели»

«Лошадка» «Часики»

3. Проверка домашнего задания. Рассказывание чистоговорок хором с опорой на сюжетные картинки.

1 ряд: 2 ряд:

Лось лоскут в лесу нашел, Мне услышать довелось,

и к лосихе лось пошёл: Как в лесу пел песню лось.

Сшей, лосиха, мне для лоска Колыбельную лось пел,

галстук в желтую полоску. Пел лосёнку, как умел.

II. Основная часть

  1. Знакомство с темой занятия. Развитие слухового внимания. Прослушайте стихотворение. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать на занятии. Определите, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

Цапля клюквы поклевала,

клюква в клюве кислой стала.

Нет, я клюкву не люблю,

я лягушек половлю.

– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться правильно различать звуки Л и Ль.

  1. Актуализация знаний по характеристике звуков Л, Ль и их артикуляционным укладам (сходство, различие):

– А теперь давайте вспомним чем похожи наши звуки? (согласные, звонкие).

- А чем отличаются? (Л – твердый, ЛЬ – мягкий).


а) уточнение артикуляции звуков Л, ЛЬ;

б) характеристика звуков Л, ЛЬ.

в) какой буквой обозначаются эти звуки

на письме? (одна буква обозначает два звука).

  1. Игра «Радист». Зашифровать слова: если в слове есть звук Л – выкладываем синий кружок, если в слове звук ЛЬ – зеленый, если звуки Л, ЛЬ отсутствуют - кружок-контур.

Слова: слива, лук, заяц, слон, дом, лев, акула, олень, жук, лягушка, кот, шар.

Проверка задания.

  1. Физминутка. Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх.

  1. Рассказывание сказки «В гостях у Элоны».

Жила волшебная лесная фея Элона. Она была очень веселая и

гостеприимная. На свой день рождения Элона решила пригласить друзей

в гости и разослала им приглашения.

а) Отгадайте, кому первому отправила приглашения фея? (назвать картинки, выделить первые звуки в их названиях, найти соответствующие буквы, выложить и прочитать имя гостьи).

З О Л У Ш К А

– Правильно, это Золушка.

Она отправилась в гости к Элоне, а

там встретила еще одного гостя.

б) Отгадывание загадки.

На сметане он мешен,

на окошке стужён,

круглый бок, румяный бок

покатился…

Колобок очень веселый, любит петь песенки. Давайте вместе с ним их пропоем.

в) Пение песни на мотив песни «По малину в сад пойдем». По слоговой таблице дети читают слоговые цепочки.


ла ла-ла-ла ля-ля-ля, ла-ла-ла, ля-ля-ля:

ло-ло-ло-ло лё-лё-лё, ло-ло-ло, лё-лё-лё;

лу-лу-лу лю-лю-лю, лу-лу-лу лю-лю-лю

лы-лы-лы ли-ли-ли лы-лы-лы ли-ли-ли…

г) Игра « Путь через озеро». Перед Колобком водная преграда – озеро. Ему нужно его «переплыть» - прочитать сначала слоги/слова с твёрдым Л, затем с мягким Ль.

Затем детям раздаются трафареты-лодочки, они обводят их, раскрашивают и придумывают по три слова со звуком Л и ЛЬ.

В это время с одним ребёнком проводится индивидуальная работа у зеркала.

д) Отгадайте, кого в пути повстречал Колобок?

Медленно ползёт в траве,

Тащит ношу на спине:

Дом тащить такая пытка,

И зовут её…

Правильно это Улитка. Какой из наших двух звуков есть в слове УЛИТКА? Она тоже идет к Элоне на День рождения, но чтобы попасть на праздник ей надо выполнить задание:

е) Игра «Чудесные превращения» (работа с индивидуальными карточками).

Задание: прочитать слова и образовать новые, заменив звук «ЛЬ» на «Л».

Слова: полька (полка) даль (дал),

мель (мел) цель (цел),

уголь (угол) люк (лук)

ГАЛЬКА (галка) сталь (стал).

Словарная работа: люк, галька.

ё) В гостях у Элоны. Собрались гости у Элоны: Улитка, Золушка, Колобок.

И Колобок запел песню для Элоны (ребёнок надевает маску Колобка и поёт):

Мне солнышко светило,

И ветер обвевал.

В пути не скучно было,

Я песню сочинял:

Я Колобок, Колобок,

Гладкий бок, гладкий бок.

Я Элону поздравляю

Счастья, радости желаю!

Кто ещё хочет побывать Колобком и поздравить Элону? Ребёнку надевается шапка Колобка, и он поёт, а остальные подпевают, помогая Колобку.

– Что ещё можно пожелать Элоне, только слова должны быть со звуками Л и Ль (быть милой, веселой, счастливой, улыбаться, ......)

ж) Какой же праздник без него? Отгадайте, кто опаздывает к Элоне?

Логопед (или ребёнок) загадывает загадку:

В каждом цирке выступает,

Не бывает он сердит,

С ним никто не унывает -

Всех печальных рассмешит. Кто это?

Клоун Клёпа предлагает поиграть в игру «Пила». Дети берутся за руки крест–накрест в паре и, имитируя движения пилы, проговаривают стихотворение:

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала.

Начинай сначала!

  • з) Игра «Доскажи словечко». Элона решила развеселить друзей и поиграть с ними (отгадки дети называют хором).

  • Не послушал Зайка папу –

  • Отдавили Зайке .... (лапу).

  • Ёлочка, ёлка

  • Колкая .... (иголка).

  • Стала жаба важно квакать:

  • Ква-ква-ква, не надо…(плакать).

  • Коль, давай играть в футбол!

  • Забивай скорее.... (гол).

  • Молодчина эта Лина,

  • Лепит все из.... (пластилина).

  • Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную …(лепили).

  1. Подарки для Элоны. Если бы вы попали на праздник к Элоне, какие бы цветы со звуком Л-Ль вы ей подарили? Дети называют цветы на картинках, определяя какой в них звук, Л или ЛЬ.

  • ЛИЛИЯ КОЛОКОЛЬЧИК ЛАНДЫШ ФИАЛКА ТЮЛЬПАН ГЛАДИОЛУС

  • Например: Для любимой волшебной феи Элоны я подарю белые лилии. …. и т. д.

  1. Итог занятия. Домашнее задание:

  1. Нарисовать любой эпизод из сказки, чтобы сделать выставку рисунков на следующем занятии и лучшие отослать фее Элоне.

  2. Выучить песню Колобка.

  • Логопед угощает всех лесными орехами из корзинки, переданными Элоной для детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Животова Вера Ивановна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450899


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства