Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях. Дифференциация «Л», «ЛЬ». Сказка «В гостях у Элоны»
Конспект логопедического занятия
с группой учеников, имеющих нарушения произношения отдельных фонем.
Провела:учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 7 г. Макеевки
Животова В.И.
Тема: Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях.
Дифференциация «Л», «ЛЬ». Сказка «В гостях у Элоны.
Цель:
закреплять правильное произношение звука «Л» в словах и предложениях;
продолжить учить различать звуки «Л», «ЛЬ»;
развивать навык звукового анализа и синтеза, умение образовывать новые слова путем замены «ЛЬ» на «Л»;
добиваться полных ответов, обогащать словарный запас словами со звуками «Л», «ЛЬ»;
развивать смекалку, слуховое внимание;
воспитывать чувство взаимопомощи, гостеприимства, интерес к сказкам.
Оборудование:предметные картинки и буквы для выкладывания слова «Золушка»; сюжетные картинки по содержанию чистоговорок; трафареты с изображением лодок, цветные карандаши, картинки-символы артикуляционных упражнений, слоговая таблица; маска Колобка, игрушка Колобок, кукла Золушка, корзинка с лесными орехами; зонды спирт, вата, индивидуальные зеркала, профиль артикуляции звука «Л», звездочки для поощрения наиболее активных детей.
План занятия
Вступительная часть
1. Организационный момент.
Первыми сядут те ученики, у кого на парте лежат картинки, в названиях которых есть только звук ЛЬ, затем только Л, последними – у кого есть звуки Л и ЛЬ.
Отметить звездочками самых активных учеников прошлого занятия.
Ребята, скажите, зачем вы посещаете логопедические занятия?
Что вы делаете каждый день у зеркала, чтобы быстрее научиться правильно говорить?
2. Артикуляционная гимнастика с опорой на таблицы с условными изображениями артикуляционных упражнений (дети сами называют по таблице упражнения, логопед считает, дает словесные инструкции, контролирует правильность выполнения):
«Раскатать тесто» «Иголочка» «Заборчик» и «Трубочка» (чередование)
«Вкусное варенье» «Качели»
«Лошадка» «Часики»
3. Проверка домашнего задания. Рассказывание чистоговорок хором с опорой на сюжетные картинки.
1 ряд: 2 ряд:
Лось лоскут в лесу нашел,Мне услышать довелось,
и к лосихе лось пошёл: Как в лесу пел песню лось.
— Сшей, лосиха, мне для лоскаКолыбельную лось пел,
галстук в желтую полоску.Пел лосёнку, как умел.
II. Основная часть
Знакомство с темой занятия.Развитие слухового внимания. Прослушайте стихотворение. Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать на занятии. Определите, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
Цапля клюквы поклевала,
клюква в клюве кислой стала.
— Нет, я клюкву не люблю,
я лягушек половлю.
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться правильно различать звуки Л и Ль.
Актуализация знаний по характеристике звуков Л, Ль и их артикуляционным укладам (сходство, различие):
– А теперь давайте вспомним чем похожи наши звуки? (согласные, звонкие).
- А чем отличаются? (Л – твердый, ЛЬ – мягкий).
а) уточнение артикуляции звуков Л, ЛЬ;
б) характеристика звуков Л, ЛЬ.
в) какой буквой обозначаются эти звуки
на письме? (одна буква обозначает два звука).
Игра «Радист». Зашифровать слова: если в слове есть звук Л – выкладываем синий кружок, если в слове звук ЛЬ – зеленый, если звуки Л, ЛЬ отсутствуют - кружок-контур.
Жила волшебная лесная фея Элона. Она была очень веселая и
гостеприимная. На свой день рождения Элона решила пригласить друзей
в гостии разослала им приглашения.
а) Отгадайте, кому первому отправила приглашения фея? (назвать картинки, выделить первые звуки в их названиях, найти соответствующие буквы, выложить и прочитать имя гостьи).
З О Л У Ш К А
– Правильно, это Золушка.
Она отправилась в гости к Элоне, а
там встретила еще одного гостя.
б)Отгадывание загадки.
На сметане он мешен,
на окошке стужён,
круглый бок, румяный бок
покатился…
Колобок очень веселый, любит петь песенки. Давайте вместе с ним их пропоем.
в)Пение песни на мотив песни «По малину в сад пойдем». По слоговой таблице дети читают слоговые цепочки.
ла ла-ла-ла ля-ля-ля, ла-ла-ла, ля-ля-ля:
ло-ло-ло-ло лё-лё-лё, ло-ло-ло, лё-лё-лё;
лу-лу-лу лю-лю-лю, лу-лу-лу лю-лю-лю
лы-лы-лы ли-ли-ли лы-лы-лы ли-ли-ли…
г) Игра « Путь через озеро». Перед Колобком водная преграда – озеро. Ему нужно его «переплыть» - прочитать сначала слоги/слова с твёрдым Л, затем с мягким Ль.
Затем детям раздаются трафареты-лодочки, они обводят их, раскрашивают и придумывают по три слова со звуком Л и ЛЬ.
В это время с одним ребёнком проводится индивидуальная работа у зеркала.
д) Отгадайте, кого в пути повстречал Колобок?
Медленно ползёт в траве,
Тащит ношу на спине:
Дом тащить такая пытка,
И зовут её…
Правильно это Улитка. Какой из наших двух звуков есть в слове УЛИТКА? Она тоже идет к Элоне на День рождения, но чтобы попасть на праздник ей надо выполнить задание:
е) Игра «Чудесные превращения»(работа с индивидуальными карточками).
Задание: прочитать слова и образовать новые, заменив звук «ЛЬ» на «Л».
Слова:полька (полка) даль (дал),
мель (мел) цель (цел),
уголь (угол) люк (лук)
ГАЛЬКА (галка) сталь (стал).
Словарная работа:люк, галька.
ё) В гостях у Элоны. Собрались гости у Элоны: Улитка, Золушка, Колобок.
И Колобок запел песню для Элоны (ребёнок надевает маску Колобка и поёт):
Мне солнышко светило,
И ветер обвевал.
В пути не скучно было,
Я песню сочинял:
Я Колобок, Колобок,
Гладкий бок, гладкий бок.
Я Элону поздравляю
Счастья, радости желаю!
– Кто ещё хочет побывать Колобком и поздравить Элону? Ребёнку надевается шапка Колобка, и он поёт, а остальные подпевают, помогая Колобку.
– Что ещё можно пожелать Элоне, только слова должны быть со звуками Л и Ль (быть милой, веселой, счастливой, улыбаться, ......)
ж) Какой же праздник без него? Отгадайте, кто опаздывает к Элоне?
Логопед (или ребёнок) загадывает загадку:
В каждом цирке выступает,
Не бывает он сердит,
С ним никто не унывает -
Всех печальных рассмешит. Кто это?
Клоун Клёпа предлагает поиграть в игру «Пила». Дети берутся за руки крест–накрест в паре и, имитируя движения пилы, проговаривают стихотворение:
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела.
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала.
Начинай сначала!
з) Игра «Доскажи словечко». Элона решила развеселить друзей и поиграть с ними (отгадки дети называют хором).
Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке .... (лапу).
Ёлочка, ёлка
Колкая .... (иголка).
Стала жаба важно квакать:
Ква-ква-ква, не надо…(плакать).
Коль, давай играть в футбол!
Забивай скорее.... (гол).
Молодчина эта Лина,
Лепит все из.... (пластилина).
Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную …(лепили).
Подарки для Элоны. Если бы вы попали на праздник к Элоне, какие бы цветы со звуком Л-Ль вы ей подарили? Дети называют цветы на картинках, определяя какой в них звук, Л или ЛЬ.
ЛИЛИЯ КОЛОКОЛЬЧИК ЛАНДЫШ ФИАЛКА ТЮЛЬПАН ГЛАДИОЛУС
Например: Для любимой волшебной феи Элоны я подарю белые лилии. …. и т. д.
Итог занятия.Домашнее задание:
Нарисовать любой эпизод из сказки, чтобы сделать выставку рисунков на следующем занятии и лучшие отослать фее Элоне.
Выучить песню Колобка.
Логопед угощает всех лесными орехами из корзинки, переданными Элоной для детей.