Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Свойства предметов: цвет» для ребенка с ментальными нарушениями
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Свойства предметов: цвет» для ребенка с ментальными нарушениями
Данное занятие проводилось с ребенком с диагнозом: Органическое поражение коры головного мозга. Нижний вялый парапарез.Умеренная умственная отсталость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Свойства предметов: цвет» для ребенка с ментальными нарушениями»
Государственное казенное стационарное учреждение
социального обслуживания Свердловской области
«Карпинский детский дом-интернат»
Логопед Липатова Лариса Валерьевна
Конспект индивидуального логопедического занятия
по теме: «Свойства предметов: цвет»
Занятие проводилось с ребенком с диагнозом: Органическое поражение коры головного мозга. Нижний вялый парапарез. Умеренная умственная отсталость. Также отмечаются сопутствующие заболевания. Девочка передвигается на коляске. У нее нарушены зрительный, слуховой и, в первую очередь, двигательно-кинестетический анализаторы. Не сформированы полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве. Понимание речи ситуативное. Активный словарь ограничен. Речь фразовая. Фраза простая аграмматичная.
Данное занятие направлено на развитие и коррекцию нарушенных функций у ребенка.
Коррекционно-образовательные задачи
Формирование у детей представления о цвете;
Продолжение знакомства с пространственной организацией предметов на плоскости.
Коррекционно-развивающие задачи
Развитие речи через расширение запаса понимаемых слов, и активизация словаря по теме «Свойства предметов: цвет»;
Обогащение сенсорного опыта детей через умение классифицировать и соотносить предметы по цвету;
Развитие зрительной памяти и слухового внимания;
Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
Вызывание длительного выдоха;
Развитие переключаемости с одного вида деятельности на другой.
Развитие графомоторных навыков.
Коррекционно-воспитательные задачи
Воспитание интереса к занятию;
Воспитание усидчивости.
Оборудование. Артикуляционные картинки;емкость с водой и кораблик; карточки с изображением чайников красного, синего, зеленого, желтого цветов и чашки такого же цвета; 4 картинки с изображением кукол в белье красного, синего, зеленого, желтого цветов, а также комплекты одежды тех же цветов; карточка с изображением цветка с лепестками основных цветов и отдельно лепестки тех же цветов; карточки с изображением цветных ниточек четырех цветов и воздушные шарики из цветного картона такого же цвета.
Ход занятия
Приветствие
Логопед и ребенок проговаривают вместе приветствие и выполняют упражнения
Здравствуй небо!
(поднимают правую руку вверх)
Здравствуй солнце!
(поднимают левую руку вверх)
Логопед: Здравствуй Оля!
(подставляет свои ладошки)
Ребенок: Здравствуйте Лариса Валерьевна!
(кладет свои ладошки на ладошки логопеда)
Пальчиковая гимнастика
На правой руке пальчики.
На левой руке пальчики.
Пришла пора им встретиться
(поочередное соединение пальцев обеих рук)
- Готовьте чемоданчики
(скрепление пальчиков «замочком»).
Самомассаж (стимулирующий)
Логопед и ребенок сопряженно выполняют упражнения и проговаривают
Мама лобик Оле мыла,
Мама мыла лобик мылом
(поглаживание лба от середины к вискам).
Мама щечки Оле мыла,
Мама мыла щечки мылом
(пощипывание щек).
Мама носик Оле мыла,
Мама мыла носик мылом
(поглаживание пазух носа).
Мама глазки Оле мыла,
Мама мыла глазки мылом
(круговые движения вокруг глаз).
Мама ротик Оле мыла,
Мама мыла ротик мылом
(круговые движения вокруг рта).
Подбородок Оле мыла,
И его не позабыла
(пощипывание подбородка от центра к ушам).
Артикуляционная гимнастика с показом картинок
Рыбки разговаривают (хлопать губами друг о друга, произносится глухой звук);
Лягушка – слоник (растягиваем губы в улыбке, произнося «и-и-и», затем вытягиваем губы вперед, произнося «у-у-у»);
Часики (рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта – педагог произносит «тик-так»);
Вкусное варенье (ребенку на губы капаем несколько капель варенья – рот приоткрыт, облизываем губы поочередно по кругу).
Вызывание длительного выдоха
На парте у ребенка емкость с водой и кораблик. Ребенок делает глубокий вдох ртом, затем сильный длительный выдох.
Сообщение темы (нацеливание)
Игра «Собери матрешку»
Сюрпризный момент – приход матрешки. Логопед с ребенком рассматривают матрешку.
-Кто это? (матрешка)
- Какого цвета у матрешки платье? (ребенок называет цвета)
- Посмотри, что у матрешки внутри (ребенок разбирает матрешку, получается 3 штуки.).
- Сколько матрешек? (много)
- Собери матрешек (ребенок выполняет задание)
- Сколько матрешек стало? (одна)
Логопед. Матрешка хочет с тобой поиграть.
Игра «Подбери по цвету»
Материал. На парте лежат карточки с изображением чайников красного, синего, зеленого, желтого цветов и чашки такого же цвета.
Задание. Подобрать чашки к чайникам и положить рядом.
Ребенок выполняет задание, отвечая на вопросы логопеда.
Игра «Одень куклу»
Материал. На парте 4 картинки с изображением кукол в белье
красного, синего, зеленого, желтого цветов, а также комплекты
одежды тех же цветов.
Задание. Подобрать одежду каждой кукле по цвету.
Ребенок выполняет задание, оречевляя свои действия.
Игра «Лети, лети лепесток…»
Материал. На парте карточка с изображением цветка с лепестками
основных цветов и отдельно лепестки тех же цветов.
Задание. Положить каждый лепесток на свое место (метод наложения).
Физкультминутка
Бурый Мишенька зимой (качаемся как медведь)
Крепко спал в берлоге (имитация сна).
Весною он проснулся (повороты головы в стороны),
Зевнул и потянулся (зеваем и потягиваемся).
Закрепление материала
Игра «Подбери шарики»
Материал. Карточки с изображением цветных ниточек четырех
цветов и воздушные шарики такого же цвета.
Задание. Подобрать шарики к ниточкам того же цвета.
Игра «Собери пазлы»
Материал. Пазлы, на которых нарисованы цветные карандаши
четырех цветов и предметные картинки тех же цветов.
Задание. Собрать пазлы одного цвета
Далее логопед подводит итоги занятия, хвалит ребенка и угощает витаминами.