Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Ориентировка в пространстве: высоко-низко" для ребенка с ДЦП в сочетании с ментальными нарушениями
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Ориентировка в пространстве: высоко-низко" для ребенка с ДЦП в сочетании с ментальными нарушениями
Данное занятие направлено на развитие и коррекцию нарушенных функций у ребенка с диагнозом Детский церебральный паралич в форме двойная гемиплегия в сочетании с умеренной умственной отсталостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Ориентировка в пространстве: высоко-низко" для ребенка с ДЦП в сочетании с ментальными нарушениями»
Государственное казенное стационарное учреждение
социального обслуживания Свердловской области
«Карпинский детский дом-интернат»
Логопед Липатова Лариса Валерьевна
Конспект индивидуального логопедического занятия
на тему «Ориентировка в пространстве: высоко – низко»
Характеристика ребенка, участвовавшего на занятии.
Занятие проводилось с ребенком с диагнозом: Органическое поражение коры головного мозга. Детский церебральный паралич в форме двойная гемиплегия. Умеренная умственная отсталость. Также отмечаются сопутствующие заболевания.
Мальчик самостоятельно не сидит, не ползает, ногами не передвигает. В руках отмечается сильная спастика, вследствие этого руки всегда напряжены, что затрудняет производить захват игрушек и предметов. Мимическая и артикуляторная мускулатура спастичная. Дыхание поверхностное, неритмичное. Ротовая и носовая дифференциация нарушена. Голос у ребенка истощающийся, сдавленный, напряженный. Речь фразовая. Фраза простая, аграмматичная, но понятна для близкого окружения. Все занятия с данным ребенком проводятся в сенсорной комнате. В ней находятся мягкие модули, которые принимают форму тела ребенка, вследствие чего он может находиться в вертикальном положении, а также сухой бассейн, благодаря которому происходит мягкий массаж всего тела и тело расслабляется.
Коррекционно-образовательные задачи
Формирование пространственных представлений у дошкольника с ДЦП.
Коррекционно-развивающие задачи
1. Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка.
2. Развитие представления предметов в пространстве: высоко-низко.
3. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:
- тренировка мышц-глазодвигателей;
- плавное прослеживание;
- расширение поля зрения.
4. Развитие слухового восприятия:
- игра «Отгадай, на чем играю».
5. Закрепление умения правильно называть цвета
5. Развитие моторных функций посредством расслабляющего массажа.
6. Выработка плавной воздушной струи в упражнении «Надуй пузыри».
7. Развитие переключаемости с одного вида деятельности на другой.
Коррекционно-воспитательные задачи
1. Повышать интерес к занятиям через вызывание положительных эмоций.
2. Воспитание выносливости на занятии.
Оборудование. Ребристая дорожка, кочки с наполнителями, колечко Су Джок, мыльные пузыри, дудка, барабан, погремушка, колокольчик, ширма, волшебный коврик и материал на липучках: цветы, трава, солнышко, зайчик, птичка, бабочка, тучка; сухой бассейн, диск с пением птиц, вкладыши с транспортом.
Ход занятия
Игра «Давайте познакомимся»
Шарик в руки я беру,
Ой, боюсь не удержу.
Ты скорей его возьми,
Свое имя назови.
Ребенок берет шарик с помощью логопеда и называет свое имя.
Общая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем весело шагать.
По дорожке топаем – топ, топ, топ.
И по кочкам прыгаем – прыг, скок, прыг, скок.
Логопед ведет ребенка по ребристой дорожке и по мешочкам с наполнителями.
Общий массаж рук
Руки смирно так лежат
И пока что тихо спят.
А теперь одна проснулась,
И тихонько потянулась.
Ручки наши растираем,
Ручки наши расслабляем.
Логопед делает расслабляющий массаж рук: поглаживание, мягкое пощипывание в замедленном темпе.
Пальчиковая гимнастика
Катя, Паша, Ваня, я
Вместе дружная семья.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем весело играть.
(Мягкие медленные движения каждого пальчика массажным кольцом Су Джок с постепенным увеличением силы давления на кольцо)
Массаж лица и шеи
Логопед. «Глазки, глазки, вы проснулись?»
(круговые движения вокруг глаз)
Ребенок. «Мы проснулись!»
Логопед: «Щечки, щечки, вы проснулись?»
(мягкое пощипывание щечек)
Ребенок. «Мы проснулись!»
Логопед. «Лобик, лобик, ты проснулся?»
(разглаживающие движения от центра к вискам)
Ребенок. «Я проснулся!»
Логопед. «Ушки, ушки, вы проснулись?»
(мягкие поглаживающие движения ушных раковин вверх и вниз)
Ребенок. «Мы проснулись!»
Логопед. «Шейка, шейка, ты проснулась?»
(поглаживающие движения сверху вниз)
Ребенок. «Я проснулась!»
Логопед. «Ручки, ручки, вы проснулись?»
(логопед за локти потряхивает руки ребенка)
Ребенок. «Мы проснулись! Здравствуй солнце, я проснулся!»
(логопед помогает ребенку поднять руки вверх)
Мимическая гимнастика
Мы умеем улыбаться.
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем сердиться.
Мы умеем удивляться.
(Если у ребенка не получается выполнить упражнение, логопед помогает ребенку).
Дыхательная гимнастика
1,2,3,4,5 – будем пузыри пускать.
Мыльные, воздушные,
Ветерку послушные.
Ребенок надувает мыльные пузыри.
Игра «Отгадай, на чем играю»
Логопед показывает музыкальные инструменты: дудка, барабан, погремушка, колокольчик. Ребенок называет их, выполняет с ними действия с помощью логопеда. Затем логопед убирает за ширму эти инструменты и играет на них. Ребенок должен узнать, какой инструмент играет.
Объявление темы (нацеливание)
Логопед.
Светит солнышко в окошко,
Тучки по небу плывут,
Цветочки выросли на травке,
Птички песенки поют.
Сегодня мы с тобой будем играть в игру «Высоко-низко». Давай посмотрим, что находится на верху, а что внизу.
Логопед. А мы можем предметы, которые находятся внизу потрогать рукой? Конечно, можем. Потому, что они низко! Молодец, Паша.
Игра «Высоко-низко»
Логопед. У меня для тебя есть волшебный коврик. Мы с тобой сейчас его украсим. У нас есть предметы на липучках (цветы, трава, солнышко, зайчик,
птичка, бабочка, тучка). Ты будешь говорить, где находится
предмет, а я помогу тебе их приклеить на волшебный коврик.
Ребенок говорит, где находится предмет, какого он цвета и
прицепляет его на коврик.
Логопед. Посмотри, какая красивая картинка у нас получилась.
Пауза релаксации
Логопед предлагает ребенку полежать в бассейне
и послушать, как поют птички.
Закрепление материала
Игра «Собери вкладыши»
Логопед предлагает ребенку правильно расположить вкладыши с транспортом и сказать, где и как этот транспорт передвигается (транспорт: машина, самолет, вертолет, корабль, поезд). Далее логопед подводит итоги занятия, хвалит ребенка и вешает ему на шею медаль с надписью «Молодец!»