Совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, подчинять свои действия его инструкциям.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Формировать самоконтроль и самооценку.
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Словарь: речь, предложение, схема предложения, большая буква, точка, длинный, короткий.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, палочки, указка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед. На занятиях в нашем кружке мы будем учиться читать. Как вы думаете, что нужно уметь и знать, чтобы научиться читать? Правильно.
2. Основная часть занятия:
2.1. Знакомство с понятием «речь».
Логопед. Давайте сначала поговорим о нашей речи. Речь – это то, как мы разговариваем, рассказываем, задаём вопросы. Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Посмотрите на экран. (Работа с электронным приложением 1, задание раздела «речь» № 1). Прослушайте начало рассказа и придумайте продолжение, рассказывая о каждой детали картины (дети составляют коллективный рассказ).
2.2. Знакомство с понятием «предложение».
Логопед. Когда мы составляли рассказ, мы каждый раз произносили предложение (приводятся примеры из рассказа). Предложения бывают длинными или короткими. Как вы думаете, почему одно предложение длинное, а другое короткое (логопед подводит детей к выводу, что длинна предложения зависит от количества слов). Кто может сказать, из чего состоит предложение? Сегодня мы будем учиться считать слова в предложениях. Послушайте предложение и сосчитайте слова в нём. (Логопед предлагает вниманию детей 3 предложения: Наступила осень. Часто идут дожди. Люди собирают урожай. Дети считают слова в предложениях).
2.3. Знакомство с правилами написания предложения, с составлением схемы предложения.
Логопед. Можем мы с вами написать предложение? Почему? Я сегодня научу вас «записывать» предложение без букв. Возьмите палочки и выложите столько палочек, сколько было слов в последнем предложении. (Дети выкладывают схему.) Какое первое слово в вашем предложении? Второе? Третье? (Параллельно логопед рисует на доске схему предложении.) Мы с вами выложили схему предложения. Посмотрите, как выглядит первое слово. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, поэтому первое слово рисуется с «пенёчком». Чтобы показать, что предложение закончилось, в конце предложения ставится точка.
2.4. Динамическая пауза.
2.5. Формирование практического навыка составления предложения к графической схеме предложения.
Логопед. Рассмотрите картину и схему под картиной. Сколько слов в схеме предложения? Придумайте по картине предложения, подходящие к этой схеме. (Дети называют предложения, логопед проводит анализ предложений, соотнося их со схемой.) (Работа с электронным приложением 1, задание раздела «предложение» № 2).
2.6. Гимнастика для глаз.
2.7. Формирование умения анализировать предложение.
Логопед. Послушайте моё предложение и сосчитайте количество слов в нём. (Работа с электронным приложением 1, задание раздела «предложение» № 3).
3. Итог занятия. Анализ и оценка уровня усвоения материала и деятельности детей на занятии.
Логопед. Из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение? С какой буквы пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце предложения? Кто считает, что хорошо справился с заданиями, похлопайте в ладоши.