Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Средняя группа.
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Лексика грамматика.
Тема: Мы едем, едем, едем… (Транспорт).
Цель: Развитие использования в речи падежное и предложно – падежное словоизменение (дательный падеж без предлога и с предлогом – к.). Усваивать падежные формы существительных в творительном падеже.
Задачи: Закрепить правильное употребление предлогов «НА», «В», «К», «ОТ», «ОКОЛО». Формировать умение правильно употреблять предлоги «ПО», «К». Учить строить предложения с разноприставочными глаголами и дополнениями в разных падежах с предлогами. Формировать у детей пространственные представления и умения ориентироваться в пространстве. Закрепить предметный словарь и обобщающее понятие по теме. Уточнить и расширить словарь глаголов. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук. Воспитывать умение слушать друг – друга, оценивать свои и чужие ответы.
Словарная работа: имена сущ.: троллейбус, автобус, корабль, самолет, машина, грузовик. Составные части: колесо, мотор, фары, руль, кузов. Глаголы: летает, едет, везет, перевозит, приехал, прилетел, улетел, управляет. Прилагательные: быстрый, медленный. Наречия: высоко, низко, близко, далеко, быстро, медленно.
Оборудование: Предметные и сюжетные картинки, игрушки, мяч, изображение путешественника.
Методические приемы: Упражнения, игры.
Организационный момент:
Здравствуйте дети!
С друг – другом за руки возьмемся
И друг – другу улыбнемся.
Дети находят картинки с изображением транспорта, которые заранее были спрятаны по группе. Называют их и их детали. Каждый получает фишку за правильный ответ.
Основная часть.
Упражнение «посмотри и назови».
Поставить на наборное полотно картинки с изображением транспорта, и предложить назвать все одним словом. Повторить, для чего нужен транспорт.
Дети рассматривают картинки называют виды транспорта, описывают его, разбирают название деталей.
Игра «путешественник».
В гости к детям пришел путешественник дядя Федя и хочет рассказать на, каком транспорте он путешествовал.
- Дядя Федя сел куда? (показать самолет). (…в самолет. Дядя Федя сел в самолет).
- Самолет взлетел с земли. (Продемонстрировать действие с игрушкой.)
- Что сделал самолет? (Самолет взлетел с земли).
- Долго летел самолет, а потом опустился на землю. Приземлился. (Продемонстрировать действие с игрушкой.)
- Что сделал самолет? (Самолет опустился на землю и приземлился). Аналогично провести игру с машиной и составить предложения.
Дети учатся строить предложения с разноприставочными глаголами и дополнениями в разных падежах с предлогами.
Физминутка.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам - шофер.
Я сам - мотор.
Нажимаю на педаль
- И машина мчится вдаль.
(Б. Заходер).
Проговорить с детьми стихотворение. Поднять зеленый круг. После этого дети изображают, как они «едут» на машине. Затем поднять красный круг и дети должны остановиться.
Путешественник дядя Федя ездил на разном транспорте. Он путешествовал по воздуху, по воде и по разным дорогам.
- На чем дядя Федя летал по воздуху. (Логопед показывает картинки). (На самолете).
- Где летают самолеты? (В небе).
- Дядя Федя умеет управлять чем? (Машиной, самолетом, кораблем, поездом и т.д. )
- Дядя Федя может быть кем? (Водителем, путешественником, пилотом, капитаном).
- На чем дядя Федя ездил по дороге?
- Где едут автобусы, машины, грузовики?
- А еще путешественник дядя Федя ездил по рельсам.
-На чем он ездил по рельсам?
- Где едут поезда, электрички, трамваи?
Дети усваивают падежные формы существительных в творительном падеже: чем? (машиной, самолетом, кораблем, поездом), кем? (Водителем, путешественником, пилотом, капитаном).
Упражнение «Где? Куда? Откуда?».
Составить предложения, по сюжетным картинкам, и вопросам используя предлоги.
- Где едет автобус? (грузовик, трамвай, поезд.)
- Куда подъехал автобус? (Грузовик, трамвай, поезд.)
- Откуда отъехал автобус? (Грузовик, трамвай, поезд.)
- Куда плывет корабль?
- Откуда отплыл корабль?
- Куда подплыл корабль?
- Где летает самолет?
- Откуда взлетел самолет?
- Куда опустился самолет?
Использование предлогов «НА»,»В»,
«К», «ОТ», «ОКОЛО».
Итог занятия:
Дети о чем мы сегодня говорили?
Правильно, а как все это назвать одним словом?
Кто пришел сегодня к нам в гости?
Дети, какие упражнения вам понравились?
А какие упражнения были сложны для вас?
Дети вспоминают ход занятия, отвечая полным ответом на вопросы логопеда.
Воспроизводит: использует в речи предлоги «на», «в», «по», «около», «к», «от». Усвоил имена существительные в творительном падеже. Использует в речи падежное и предложно – падежное словоизменение (дательный падеж без предлога и с предлогом – к.).
Понимает: Виды транспорта, для чего нужен транспорт, роль каждого из видов транспорта.
Применяет: Словарь по теме «транспорт».