«Лиса звук [с] учила»
Цели:
1. Коррекционно – образовательная: закрепить слуховой и моторный образ звука [с]; автоматизировать звук [с] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику.
2. Коррекционно – развивающая: развивать общую моторику, используя динамическую паузу; работать над развитием артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику; фонематические процессы; силу голоса, мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику; чувство ритма.
3. Коррекционно – воспитательная: воспитывать желание говорить правильно и красиво; побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность и внимательность на занятии, заботливое отношение к животному миру.
Оборудование: предметные, артикуляционные картинки, слайды, музыка, игрушка «Лиса», картинка «Лес», прищепки, графопроектор.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Под музыку дети входят в зал.
Л.: Сегодня к нам на занятие пришли гости, поздороваемся.
Д.: саліметсіздерме.
Л.: Как снежинки покружились
И на стульчик опустились.
2. Упражнение «Снежинка»
Л.: Ребята, посмотрите к нам прилетела веселая снежинка, споем её песенку:
Свистели метели: с –с –с.
дети произнося звук [с] от тихого к громкому
Летели снега: с –с –с.
дети произнося звук [с], то грамко, то тихо
Стелила постели большая пурга:
с –с –с.
дети произнося звук [с] от громкого к тихому
3. Приход лисы
Л.: Ребята, а теперь закройте глазки, послушайте волшебную музыку зимы (звучит музыка). Открываем глазки.
Здравствуй, зимний лес
Полный сказок и чудес.
Куда мы попали с вами?
Д.: мы попали в зимний лес.
Л.: Ой, ребята, тише: какие – то странные звуки слышатся около ели. Посмотри. кто там.
Р.: Рыжая плутовка с пушистым хвостом
Живет в лесу под кустом.
Л.: Кто это?
Д.: это лиса.
Ребенок достает лису – игрушку.
Л.: О чем ты лисонька горюешь? (лиса шепчет логопеду на ухо)
Лиса азбуку учила
И звук [с] вдруг позабыла.
Просит лисонька – лиса:
«Помогите мне, друзья,
Вспомнить песню ветерка»
Ведь поможем ей друзья?
Д.: да.
4. Артикуляционная гимнастика
Л.: Чтобы правильно спеть эту песенку, мы должны сделать гимнастику для язычка:
Шалунишка язычок
В доме- ротике живет.
Приоткрыл язык окно:
(упр. «Окошко»)
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
(упр. «Птичка»)
Широко нам улыбнулся
(упр. «Улыбка»)
И пошел он умываться,
Чистить зубки,
(упр. «Чистим зубки»)
А затем он расчесался (упр. «Расческа»)
И пошел готовить завтрак.
Замесил вначале тесто (упр. «Месим тесто»)
И напек друзьям блинов (упр. «Блинчик»)
И лягушке, и слоненку (упр. «Лягушка», «Слоник»)
Не досталось только киске, (упр. «Сердитая киска»)
Язычок её погладил.
И все сели пить чай с вареньем (упр. «Вкусное варенье»)
5. Артикуляция звука [с]
Л.: Вспомним артикуляцию звука [с]. Когда мы произносим звук [с], то:
- губы в улыбке;
- язычок за нижними зубками;
- дует холодный ветерок;
- горлышко молчит.
Тайна звука [с]. Звук [с] –согласный, т. к. воздух встречает преграду; глухой (по-ложить руку на горлышко и произнести звук [с], горлышко не «работает»); обозначаем человечком синего цвета без колокольчика.
6. Динамическая пауза «Утром лисонька проснулась»
Дети выполняют соответствующие движения под музыку:
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ножками потопала,
Лапками похлопала.
Ну, красавица-Лиса!
До чего же хороша!
7. Автомтизация звука [с] в слогах
Л.: Поучим лису произносить слоги (использовать слайды):
Са –са –са – вот идет лиса.
Сы –сы –сы – хвост пушистый у лисы.
Со –со –со – хвост похож на колесо.
Су –су –су – не боимся мы лису.
8. Пальчиковая гимнастика «Хитрая лисичка»
Л.: А теперь с помощью пальчиков вы расскажите о хитрой лисичке:
Хитрая лисичка
Вышла погулять.
выполнятся упр. «Лисичка»
Захотелось ей
хлопают в ладоши
Кого – нибудь поймать
сцепляют пальцы в «замок»
Или птичку, или рыбку,
Или зайку, или мышку,
выполняются упр. «Птичка», «Рыбка»,
«Зайчик», «Мышка»
Но
разводят руки в стороны
Птички улетают,
упр. «Птичка»
Рыбки уплывают,
упр. «Рыбка»
Зайки убегают,
упр. «Зайчик»
Мышки прячутся в нору.
хлопают в ладоши за спиной
9. Упражнение «Доскажи словечко»
Л.: Назовем лисе птиц, которые живут в зимнем лесу и дружат со звуком [с].
На снегу –то посмотри –
С красной грудкой.
Д.: снегири.
Л.: Длиннохвостая болтунья
А зовут её.
Д.: сорока.
Л.: Лишь зима во двор примчится
Прилетит за ней.
Д.: синица.
10. Автоматизация звука [с] в словах. Игра «Третий лишний»
Л.: Молодцы, ребята, хорошо учите произносить лису звук [с]. Мы со звуком [с] играем и подарок собираем (дети складывают в конверт слова со звуком [с])
Выставляются три картинки:
Снежинка, снеговик, тыква.
Автобус, самолет, машина.
Косы, бусы, фартук.
11. Автоматизация звука [с] в предложениях
Вот лесные чудеса:
В сапогах стоит лиса.
(выставляется картинка леса, лисы в сапогах)
Дети повторяют скороговорку в медленном темпе.
12. Домашнее задание: Лиса хорошо усвоила звук [с],нарисовала зимнюю картинку, но не успела её раскрасить. Раскрасьте эту картинку и найдите слова со звуком [с]. Лисонька – лиса говорит вам спасибо.
Глазки закрываются, в садик возвращаемся.
13. Итог
Л.: На столе у меня лежит желтый кружок. На что он похож?
Д.: на солнце.
Л.: Чего нет у нашего солнышка?
Д.: лучиков.
Л.: Отвечая на мои вопросы, вы сделаете солнышку лучики. Какой звук мы учили произносить лису.
Д.: звук [с].
Л.: что за тайну мы открыли лисе?
Д.: звук [с] – согласный, глухой.
Л.: Какие слоги вы знаете со звуком [с]?
Д.: са, со,су,сы.
Л.: Назовите слова со звуком [с].
Д.: самолет, снежинка, снеговик, автобус, сорока.
Л.: Молодцы, ребята, хорошо работали ваши язычки, пальчики. Красивое солнышко у нас получилось. Спасибо вам.
Дети под музыку выходят из зала.