Конспект на тему:«Словообоазование.Образование существительных и прилагательных суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (5 кл.)»
Конспект на тему:«Словообоазование.Образование существительных и прилагательных суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (5 кл.)»
Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –ик-, -ищ-, -ин-, -чик-, -ок-, -очк-; -еньк-, -оньк-.
Задачи:
Образовательные:
1) Закреплять знания о правописании суффиксов;
2) Знакомить детей со значениями суффиксов;
3) Совершенствовать умение грамотно формулировать свои мысли;
Коррекционные:
1) Обогащать словарный запас детей;
2) Развивать слуховое внимание;
3) Формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в словосочетаниях;
4) Совершенствовать грамматический строй речи детей;
Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему:«Словообоазование.Образование существительных и прилагательных суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (5 кл.)»»
МОУ Дубковская СШ ЯМР
Конспект логопедического занятия на тему: «Словообоазование. Суффикс. Образование существительных и прилагательных суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (5 класс)»
Конспект разработала:
учитель-логопед Емельянова Е.В.
Ярославль, 2015 г.
Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –ик-, -ищ-, -ин-, -чик-, -ок-, -очк-; -еньк-, -оньк-.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о правописании суффиксов;
Знакомить детей со значениями суффиксов;
Совершенствовать умение грамотно формулировать свои мысли;
Коррекционные:
Обогащать словарный запас детей;
Развивать слуховое внимание;
Формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в словосочетаниях;
Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу;
Повышать мотивацию детей к обучению;
Развивать сознательность обучения детей.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Оценивание своей деятельности на занятии, осознание, что уже хорошо усвоено, что ещё нужно усвоить.
Доведение начатого до конца.
Познавательные:
Общеучебные:
Находить и выделять необходимую информацию.
Выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
Понимать смысл прочитанного.
Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Логические:
Развивать слуховое внимание, умение анализировать, синтезировать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: картинка гнома и великана, карточки с текстом на каждого ребёнка.
Ход занятия
Оргмомент
Логопед: Здравствуйте, ребята. Все готовы к занятию?
Дети: Да.
Логопед: Очень хорошо. Для начала вспомним материал прошлого занятия. Сядет тот, кто подберёт родственное слово к слову «дело».
Дети: деловой, делать, приделать, заделать и т.д.
Логопед: Скажите, как называется общая часть этих слов?
Дети: корень слова.
Логопед: а с помощью каких морфем, то есть частей слова, вы образовали свои слова?
Дети: приставок и суффиксов
Логопед: Очень хорошо! Сегодня мы будем закреплять образование слов с помощью суффиксов.
Основная часть
1. Развитие слухового внимания
Логопед: Послушайте сказку о волшебнике Суффиксе
В давние времена в далекой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные. А доброго мог сделать злым, или, наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, оттого и боялись его.
Однажды в город пришел огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормить огромного великана, во что одевать? И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот пообещал помочь.
На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!»
Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и … сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул еще раз и его шапка стала – шапочкой, пиджак – пиджачком, штаны – штанишками. (Маленькие предметы называют дети). Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.
Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.
С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна.
Логопед: Вот такая сказка. Скажите, кто герой сказки и за что его наградили?
Дети: герой - волшебник Суффикс. Его наградили за то, что он спас слова от великана.
Логопед: как он спас жителей города?
Дети: превратил великана в маленького человечка.
Логопед: Правильно, для чего же нужны суффиксы?
Дети: Суффиксы нужны для образования новых слов.
2. Дифференциация суффиксов –ик-, -ищ-, -ин-
Логопед: Правильно, сегодня мы как волшебник Суффикс будем уменьшать и увеличивать предметы, но не с помощью волшебной палочки, а с помощью суффиксов.
И первое задание будет превратить предметы для гнома в маленькие, а для великана – в большие. Запишите названия предметов в две колонки и выделите корень и суффиксы в словах.
Логопед называет слово, а дети образуют от него слово с суффиксом –ик- и –ищ- и записывают в нужный столбик каждое слово, выделяют корень слова и суффиксы
Логопед: Молодцы! Какой суффикс уменьшает предметы?
Дети: суффикс –ик-
Логопед: Правильно, а какие увеличивают предметы?
Дети: -ищ-, -ин-.
Логопед: Хорошо. Суффикс -ин- встречается достаточно редко, например, в словах домина, голосина. Давайте мы прикрепим гнома и великана на левую половину доски и подпишем под каждым из них нужные суффиксы.
3.Дифференциация суффиксов –чик-, -ок-
Логопед: Хорошо. Теперь садитесь по местам, открывайте тетради, запишите число. На доске записаны слова. Подумайте, к каким словам можно добавить суффикс –ок -, а к каким суффикс –чик-. Образуйте новые слова и запишите через запятую сначала слова с суффиксом –ок-, затем слова с суффиксом -чик-. Корень слов и суффиксы выделите. Задание понятно? Работаем самостоятельно.
Слова на доске: суп, дуб, гриб, угол, стул, лес, огурец, сарафан, зуб
Дети записывают:
Дубок, грибок уголок, лесок, зубок
Супчик, стульчик, огурчик, сарафанчик, зубчик
Логопед: Найдите слово, от которого вы образовали несколько новых слов.
Дети: зуб – зубок и зубчик
Логопед: Правильно! Что такое зубчик? Что такое зубок?
Дети: Зубчик – долька чеснока, например. А зубок – небольшой зуб ребёнка.
Логопед: Хорошо. Давайте вернёмся к нашим великану и гномику. Под кем напишем суффикс –чик-, а под кем – ок-?
Дети: оба суффикса под гномом
Логопед: Молодцы. Логопед записывает суффиксы -ок-, -чик- на доску под гномиком.
4. Закрепление знаний о суффиксе –очк-. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Логопед: Сейчас мы вспомним ещё один суффикс. Но вы должны будете сами его найти. Выходите к доске. Вам нужно составить из перепутанных слогов слова, выделить в них корень и вы увидите, с помощью какого суффикса образованы эти слова.
доч, звёз, ка – звёздочка ка, ё, лоч – ёлочка
ка, ко, ро, боч – коробочка ва, зоч, ка – вазочка
ра, ка, моч – рамочка ка, точ,коф - кофточка
Логопед: Итак, какой суффикс в этих словах?
Дети: -очк-
Логопед: правильно, давайте запишем его на доску к остальным суффиксам. Под кем его нужно записать: под гномиком или великаном?
Дети: под гномом.
Логопед: почему?
Дети: потому что он помогает для образования названий маленьких предметов.
5. Образование прилагательных с помощью суффиксов –оньк-, -еньк-.
Логопед: Молодцы, садитесь. О словах какой части речи мы образовывали новые слова?
Дети: имени существительном.
Логопед: Правильно, а теперь будем образовывать новые слова о именах прилагательных. Я вам буду называть прилагательные, а вы будете записывать их «ласковое название», например: белый – беленький. Понятно? Слова записываем в столбик.
Короткая – коротенькая
Голубые – голубенькие
Добрый – добренький
Сухой – сухонький
И т.д.
Логопед: давайте по очереди прочитаем прилагательные, которые вы записали. Какие суффиксы вы добавили к корням слов прилагательных?
Дети читают по очереди прилагательные.
Дети: -оньк-, -еньк-
Логопед: Правильно, куда нам записать эти суффиксы, к гному или великану?
Дети: к гному
6. Работа на уровне словосочетания.
Логопед: придумайте и подпишите справа от прилагательных существительные.
Логопед: Давайте прочитаем, что получилось
Дети читают
Логопед: Что мы сейчас прочитали?
Дети: словосочетания
Логопед: Правильно.
7. Работа на уровне предложения и текста.
Логопед: Молодцы. Перед вами лежит текст. Давайте его прочитаем.
Лесная дружба.
В сказочном лесочке в маленьком домике живёт добрый гномик. Он любит помогать лесным жителям. Рыженькой белочке грибочки приносит, серенькому зайчику корешочки, даже медведю медок добывал. А животные благодарны гномику. Белочка орешками угощает, зайчик морковкой делится, а медведь домик помогает чинить. Так и живут лесные жители дружно.
Логопед: Найдите в тексте слова с суффиксами, о которых мы говорили на занятии. Выделите их. В помощь вам наша шпаргалка на доске.
Логопед: Итак, какие слова нашли? Называйте слово и суффикс.
Дети по очереди называют слова.
Логопед: Очень хорошо! Кто хочет пересказать рассказ?
Дети по желанию пересказывают рассказ целиком или по цепочке.
8. Итог занятия
Логопед: Умнички! Итак, какие суффиксы помогают образовать названия маленьких предметов?
Дети: -ок-, -чик-, - очк-, -еньк-, -оньк-
Логопед: Правильно, а какие суффиксы помогают образовывать названия больших прежметов?
Дети: -ищ-, -ин-.
9. Рефлексия
Логопед: хорошо, оцените свою работу (светофорчик). Вы сегодня очень постарались, спасибо за работу.
Лесная дружба.
В сказочном лесочке в маленьком домике живёт добрый гномик. Он любит помогать лесным жителям. Рыженькой белочке грибочки приносит, серенькому зайчику корешочки, даже медведю медок добывал. А животные благодарны гномику. Белочка орешками угощает, зайчик морковкой делится, а медведь домик помогает чинить. Так и живут лесные жители дружно.
Лесная дружба.
В сказочном лесочке в маленьком домике живёт добрый гномик. Он любит помогать лесным жителям. Рыженькой белочке грибочки приносит, серенькому зайчику корешочки, даже медведю медок добывал. А животные благодарны гномику. Белочка орешками угощает, зайчик морковкой делится, а медведь домик помогает чинить. Так и живут лесные жители дружно.
Лесная дружба.
В сказочном лесочке в маленьком домике живёт добрый гномик. Он любит помогать лесным жителям. Рыженькой белочке грибочки приносит, серенькому зайчику корешочки, даже медведю медок добывал. А животные благодарны гномику. Белочка орешками угощает, зайчик морковкой делится, а медведь домик помогает чинить. Так и живут лесные жители дружно.