kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект на тему:«Словообоазование.Образование существительных и прилагательных суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (5 кл.)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –ик-, -ищ-, -ин-, -чик-, -ок-, -очк-; -еньк-, -оньк-.

Задачи:

Образовательные:

1)      Закреплять знания о правописании суффиксов;

2)      Знакомить детей со значениями суффиксов;

3)      Совершенствовать умение грамотно формулировать свои мысли;

 

Коррекционные:

1)      Обогащать словарный запас детей;

2)      Развивать слуховое внимание;

3)      Формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в словосочетаниях;

4)      Совершенствовать грамматический строй речи детей;

5)      Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

6)      Развивать  логическое мышление, умение классифицировать.

Воспитательные:

1)      Воспитывать инициативность детей,  уважение друг к другу;

2)      Повышать мотивацию детей к обучению;

3)      Развивать сознательность обучения детей.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1)      Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

2)      Оценивание своей деятельности на занятии, осознание, что уже хорошо усвоено, что ещё нужно усвоить.

3)      Доведение начатого до конца.

Познавательные:

1)      Общеучебные:

a.       Находить и выделять необходимую информацию.

b.      Выстраивать  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

c.       Понимать смысл прочитанного.

d.      Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

2)      Логические:

a.       Развивать слуховое внимание, умение анализировать, синтезировать, делать выводы,  обосновывать свою точку зрения.

 

Оборудование: картинка гнома и великана, карточки с текстом на каждого ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему:«Словообоазование.Образование существительных и прилагательных суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (5 кл.)»»

МОУ Дубковская СШ ЯМР











Конспект логопедического занятия на тему: «Словообоазование. Суффикс. Образование существительных и прилагательных суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (5 класс)»







Конспект разработала:

учитель-логопед Емельянова Е.В.















Ярославль, 2015 г.

Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –ик-, -ищ-, -ин-, -чик-, -ок-, -очк-; -еньк-, -оньк-.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания о правописании суффиксов;

  2. Знакомить детей со значениями суффиксов;

  3. Совершенствовать умение грамотно формулировать свои мысли;


Коррекционные:

  1. Обогащать словарный запас детей;

  2. Развивать слуховое внимание;

  3. Формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в словосочетаниях;

  4. Совершенствовать грамматический строй речи детей;

  5. Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

  6. Развивать логическое мышление, умение классифицировать.



Воспитательные:

  1. Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу;

  2. Повышать мотивацию детей к обучению;

  3. Развивать сознательность обучения детей.



Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  1. Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

  2. Оценивание своей деятельности на занятии, осознание, что уже хорошо усвоено, что ещё нужно усвоить.

  3. Доведение начатого до конца.



Познавательные:

  1. Общеучебные:

    1. Находить и выделять необходимую информацию.

    2. Выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

    3. Понимать смысл прочитанного.

    4. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

  2. Логические:

    1. Развивать слуховое внимание, умение анализировать, синтезировать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.


Оборудование: картинка гнома и великана, карточки с текстом на каждого ребёнка.

Ход занятия

Оргмомент


Логопед: Здравствуйте, ребята. Все готовы к занятию?

Дети: Да.

Логопед: Очень хорошо. Для начала вспомним материал прошлого занятия. Сядет тот, кто подберёт родственное слово к слову «дело».

Дети: деловой, делать, приделать, заделать и т.д.

Логопед: Скажите, как называется общая часть этих слов?

Дети: корень слова.

Логопед: а с помощью каких морфем, то есть частей слова, вы образовали свои слова?

Дети: приставок и суффиксов

Логопед: Очень хорошо! Сегодня мы будем закреплять образование слов с помощью суффиксов.


Основная часть

1. Развитие слухового внимания

Логопед: Послушайте сказку о волшебнике Суффиксе

В давние времена в далекой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные. А доброго мог сделать злым, или, наоборот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, оттого и боялись его.

Однажды в город пришел огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кормить огромного великана, во что одевать? И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, которые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот пообещал помочь.

На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!»

Волшебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и … сапожищи великана превратились в сапожки, взмахнул еще раз и его шапка стала – шапочкой, пиджак – пиджачком, штаны – штанишками. (Маленькие предметы называют дети). Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.

Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счастливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.

С тех пор никто и никогда больше не боялся старого колдуна.

Логопед: Вот такая сказка. Скажите, кто герой сказки и за что его наградили?

Дети: герой - волшебник Суффикс. Его наградили за то, что он спас слова от великана.

Логопед: как он спас жителей города?

Дети: превратил великана в маленького человечка.

Логопед: Правильно, для чего же нужны суффиксы?

Дети: Суффиксы нужны для образования новых слов.


2. Дифференциация суффиксов –ик-, -ищ-, -ин-

Логопед: Правильно, сегодня мы как волшебник Суффикс будем уменьшать и увеличивать предметы, но не с помощью волшебной палочки, а с помощью суффиксов.

И первое задание будет превратить предметы для гнома в маленькие, а для великана – в большие. Запишите названия предметов в две колонки и выделите корень и суффиксы в словах.


Нос (носик, носище),глаз (глазик, глазище), нож (ножик, ножище),зуб (зубик, зубище - человеческие), ключ (ключик, ключище), усы (усики, усищи), дом (домик, домина, домище)


Логопед называет слово, а дети образуют от него слово с суффиксом –ик- и –ищ- и записывают в нужный столбик каждое слово, выделяют корень слова и суффиксы


Логопед: Молодцы! Какой суффикс уменьшает предметы?

Дети: суффикс –ик-

Логопед: Правильно, а какие увеличивают предметы?

Дети: -ищ-, -ин-.

Логопед: Хорошо. Суффикс -ин- встречается достаточно редко, например, в словах домина, голосина. Давайте мы прикрепим гнома и великана на левую половину доски и подпишем под каждым из них нужные суффиксы.


3.Дифференциация суффиксов –чик-, -ок-

Логопед: Хорошо. Теперь садитесь по местам, открывайте тетради, запишите число. На доске записаны слова. Подумайте, к каким словам можно добавить суффикс –ок -, а к каким суффикс –чик-. Образуйте новые слова и запишите через запятую сначала слова с суффиксом –ок-, затем слова с суффиксом -чик-. Корень слов и суффиксы выделите. Задание понятно? Работаем самостоятельно.


Слова на доске: суп, дуб, гриб, угол, стул, лес, огурец, сарафан, зуб

Дети записывают:

Дубок, грибок уголок, лесок, зубок

Супчик, стульчик, огурчик, сарафанчик, зубчик


Логопед: Найдите слово, от которого вы образовали несколько новых слов.

Дети: зуб – зубок и зубчик

Логопед: Правильно! Что такое зубчик? Что такое зубок?

Дети: Зубчик – долька чеснока, например. А зубок – небольшой зуб ребёнка.

Логопед: Хорошо. Давайте вернёмся к нашим великану и гномику. Под кем напишем суффикс –чик-, а под кем – ок-?

Дети: оба суффикса под гномом

Логопед: Молодцы. Логопед записывает суффиксы -ок-, -чик- на доску под гномиком.

4. Закрепление знаний о суффиксе –очк-. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.


Логопед: Сейчас мы вспомним ещё один суффикс. Но вы должны будете сами его найти. Выходите к доске. Вам нужно составить из перепутанных слогов слова, выделить в них корень и вы увидите, с помощью какого суффикса образованы эти слова.



доч, звёз, ка – звёздочка ка, ё, лоч – ёлочка

ка, ко, ро, боч – коробочка ва, зоч, ка – вазочка

ра, ка, моч – рамочка ка, точ,коф - кофточка


Логопед: Итак, какой суффикс в этих словах?

Дети: -очк-

Логопед: правильно, давайте запишем его на доску к остальным суффиксам. Под кем его нужно записать: под гномиком или великаном?

Дети: под гномом.

Логопед: почему?

Дети: потому что он помогает для образования названий маленьких предметов.


5. Образование прилагательных с помощью суффиксов –оньк-, -еньк-.

Логопед: Молодцы, садитесь. О словах какой части речи мы образовывали новые слова?

Дети: имени существительном.

Логопед: Правильно, а теперь будем образовывать новые слова о именах прилагательных. Я вам буду называть прилагательные, а вы будете записывать их «ласковое название», например: белый – беленький. Понятно? Слова записываем в столбик.


Короткая – коротенькая

Голубые – голубенькие

Добрый – добренький

Сухой – сухонький

И т.д.


Логопед: давайте по очереди прочитаем прилагательные, которые вы записали. Какие суффиксы вы добавили к корням слов прилагательных?

Дети читают по очереди прилагательные.

Дети: -оньк-, -еньк-

Логопед: Правильно, куда нам записать эти суффиксы, к гному или великану?

Дети: к гному


6. Работа на уровне словосочетания.

Логопед: придумайте и подпишите справа от прилагательных существительные.

Логопед: Давайте прочитаем, что получилось

Дети читают

Логопед: Что мы сейчас прочитали?

Дети: словосочетания

Логопед: Правильно.



7. Работа на уровне предложения и текста.

Логопед: Молодцы. Перед вами лежит текст. Давайте его прочитаем.


Лесная дружба.

В сказочном лесочке в маленьком домике живёт добрый гномик. Он любит помогать лесным жителям. Рыженькой белочке грибочки приносит, серенькому зайчику корешочки, даже медведю медок добывал. А животные благодарны гномику. Белочка орешками угощает, зайчик морковкой делится, а медведь домик помогает чинить. Так и живут лесные жители дружно.


Логопед: Найдите в тексте слова с суффиксами, о которых мы говорили на занятии. Выделите их. В помощь вам наша шпаргалка на доске.

Логопед: Итак, какие слова нашли? Называйте слово и суффикс.

Дети по очереди называют слова.

Логопед: Очень хорошо! Кто хочет пересказать рассказ?

Дети по желанию пересказывают рассказ целиком или по цепочке.


8. Итог занятия

Логопед: Умнички! Итак, какие суффиксы помогают образовать названия маленьких предметов?

Дети: -ок-, -чик-, - очк-, -еньк-, -оньк-

Логопед: Правильно, а какие суффиксы помогают образовывать названия больших прежметов?

Дети: -ищ-, -ин-.


9. Рефлексия

Логопед: хорошо, оцените свою работу (светофорчик). Вы сегодня очень постарались, спасибо за работу.





Лесная дружба.

В сказочном лесочке в маленьком домике живёт добрый гномик. Он любит помогать лесным жителям. Рыженькой белочке грибочки приносит, серенькому зайчику корешочки, даже медведю медок добывал. А животные благодарны гномику. Белочка орешками угощает, зайчик морковкой делится, а медведь домик помогает чинить. Так и живут лесные жители дружно.


Лесная дружба.

В сказочном лесочке в маленьком домике живёт добрый гномик. Он любит помогать лесным жителям. Рыженькой белочке грибочки приносит, серенькому зайчику корешочки, даже медведю медок добывал. А животные благодарны гномику. Белочка орешками угощает, зайчик морковкой делится, а медведь домик помогает чинить. Так и живут лесные жители дружно.


Лесная дружба.

В сказочном лесочке в маленьком домике живёт добрый гномик. Он любит помогать лесным жителям. Рыженькой белочке грибочки приносит, серенькому зайчику корешочки, даже медведю медок добывал. А животные благодарны гномику. Белочка орешками угощает, зайчик морковкой делится, а медведь домик помогает чинить. Так и живут лесные жители дружно.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кириллова Екатерина Владимировна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства