Конспект логопедического занятия по системному недоразвитию речи на тему "Глаза наши друзья" с учащимися 4 класса
Конспект логопедического занятия по системному недоразвитию речи на тему "Глаза наши друзья" с учащимися 4 класса
Цель занятия закрепить и расширить знания учащихся об органе зрения и его строении. В ходе занятия решаются следующие речевые задачи: совершенствование навыков словообразования, словоизменения,умения связно, логично, непрерывно высказывать свою мысль; умение через практические упражнения делать умозаключения по теме. Коррекция навыков соотнесения слова с показом частей своего тела и закрепления через практические задания. Знакомство учащиеся с приёмами снятия глазного напряжения при выполнении письменных работ, при работе за компьютером, при просмотре телепередач. Пополнение словарного запаса за счет новых слов и уточнения семантики отдельных слов. Коррекция неречевых процессов: памяти, внимания, мышления. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развивать коммуникативные способности: умение работать в коллективе.
Оборудование:
«Бочка –заморочка», карточки с новыми словами, перфокарты, карандаши, презентация, носовые платочки, приложение№1 «Вредные советы».
Ход занятия:
-Все встали возле своих стульчиков и приготовились слушать меня внимательно. Я вам расскажу сейчас рассказ, а вы будите показывать на себе то, о чём я говорю.
Рассказ «Голова».
Жила – поживала голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, по бокам были – уши, а впереди лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части тела важны, все человеку нужны. Вы согласны?
Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно назовёт слово:
Образец: Большой зуб, а маленький - зубик; бровь- бровка
Глаз- глазик ресница - ресничка
Нос – носик чуб - чубчик
Лоб – лобик затылок - затылочек
Щека- щёчка ресница - ресничка
Голова – головка язык – язычок
Борода – бородка нога - ножка
Рука - ручка пятка – пяточка
Ухо – ушко живот – животик
Колено – коленочка волоса - волосики
Слова, с которыми мы играли, как можно назвать?
(части тела)
Сегодня мы с вами поговорим о очень важном для человека органе. А вот о чём, вы должны догадаться сами, расставив буквы по порядку.
Н Р Е Е З И
1 2 3 4 5 6
Верно, тема нашей беседы зрение.
Скажите, для чего людям нужны глаза?
(Видеть, читать, писать, смотреть телевизор…)
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Слепой и зрячий».
Все разойдитесь по группе, походите по классу, а теперь закройте глаза, только честно, не подглядывая, походите по классу с закрытыми глазами.
Садитесь на места.
Скажите ребята, когда вам было удобнее ходить с открытыми глазами или с закрытыми и почему? Старайтесь давать полные ответы.
Вывод: Глаза людям нужны, чтобы спокойно передвигаться, и чувствовать себя уверенно.
Ребята, а ведь есть люди, которые лишены зрения - они слепые. Им очень трудно живётся. Ведь они ничего вокруг не видят.
Закройте ещё раз глаза – что вы видите? (пустоту)
Вот и слепые люди всегда видят только ночь. Поэтому таким людям нужно помогать.
Они ходят с тросточкой, или с собакой (слайд №2)
Таких собак называют поводырь от слова – водить (слайд № 3)
Посмотрите друг другу в глаза.
Андрей, – какого цвета глаза у Наты? Дети смотрят друг другу в глаза и определяют, какого цвета глаза у его соседа.
С чем можно сравнить наши глаза?
Голубые, как что? - как море, как небо , как озеро
Черные - как смородина
Карие как - кофта.
Зелёные как – травка, как листья …
Серые, как что? - как мышь.
А какие ещё бывают глаза? (по настроению) – грустные, печальные, радостные, заботливые, удивительные.
Значит, по глазам можно определить настроение человека.
А вы знаете, как устроен наш глаз?
На картинке, мы с вами видим только переднюю часть глаза, а весь глаз спрятан в глазнице, и мы можем потрогать края глазницы. Дети, глядя в зеркало, ощупывают края глазницы. Снаружи глаз защищает верхнее и нижнее веко, они как дворники сметают любые пушинки и соринки, попадающие в глаз. Реснички и брови закрывают собой глаз как заборчики.
Глаза у нас у всех разные, потому что в глазу есть радужка и она у всех разная как радуга.
Зрачок – в это тёмное отверстие попадает свет, затем он проходит через хрусталик, и то на что мы смотрим, отражается на задней стенке глаза – сетчатке. Сетчатка напоминает рыболовецкую сеть. Часть клеточек этой сети ловит цветные картинки, а другая часть черно-белые. От сетчатки бежит зрительный нерв и несёт сигнал прямо в мозг, и тогда мы понимаем, то, что видим. Всё это происходит очень быстро, хотя рассказывать приходится долго.
Вы теперь знаете, какой хрупкий и ранимый наш глаз. Поэтому к зрению нужно относиться - очень бережно.
Как вы думаете, что значит бережно? (не тереть грязными руками, читать при хорошем освещении, не смотреть долго телевизор, не сидеть долго за компьютером, не размахивать иголками и промывать глаза чистой проточной водой…)
Молодцы, но учёные недавно сделали открытие, что есть дети, которые всё всегда делают наоборот. Им говорят, здоровайтесь друг с другом – они сразу перестают здороваться, им говорят, умывайтесь по утрам – они не умываются. Поэтому, учёные решили, что таким детям нужно давать вредные советы. Но у нас таких ребят нет, поэтому мы с вами все вредные советы, предложенные доктором, сейчас переделаем в полезные советы.
Работа с перфокартами. Возьмите карандаши и зачеркните те картинки, которые могут навредить вашему зрению. Ребята объясняют ,какие значки они зачеркнули и почему.
Я знаю, что вы все любите играть на компьютере, смотреть телевизор. Вот чтобы ваши глазки не уставали, я научу вас, как давать отдых и нужное расслабление глазам. Слайд №7
Упражнение называется: Пальминг для глаз «Письмо носом».
Представьте, что кончик носа, это ваша ручка, которой можно писать. Попробуйте написать буквы, а теперь нарисовать дом с трубой и дымом. Рисовать можно что угодно. Главное пока вы будете рисовать носом, ваши глаза отдохнут и расслабятся.
Игра «Бочка-заморочка».
Сейчас каждый из вас вытянет слово из «Бочки заморочки» прочитает его, определит количество слогов в слове и объяснит нам, что оно значит (поводырь, глазница, радужка, зрачок, сетчатка, веко, пальминг).
Итог занятия: Теперь вы знаете, как устроены наши глаза, и как следует беречь своё зрение. Что нового вы узнали на занятии?
Что вам понравилось больше всего? Вы сегодня молодцы.
Ребята, я уверена, что все полезные советы вы будете соблюдать.
А вот, чтобы вы не трогали свои глаза грязными руками, я хочу подарить вам сегодня в память о нашей беседе носовые платочки для глаз.
Приложение 1
Вредные советы:
1. Не умывайтесь по утрам и не промывайте веки.
2. Если у вас чешутся глаза, ни за что не говорите маме, чтобы она не лечила их каплями.
3. Если попала соринка в глаз, не говорите никому, пусть она там и лежит, не надо промывать глаз водой.
4. Всегда трите глаза руками, особенно грязными.
5. Бегайте, прыгайте с ручками и карандашами, острыми палками и иголками ,чтобы уколоть глаз.
6. Рисуйте, пишите, играйте только в тёмной комнате, где плохой, тусклый свет.
7. Смотрите по телевизору все передачи подряд с утра до вечера (даже кушать не ходите), особенно взрослые.
8. Подольше смотрите на яркое, слепящее, солнце – это полезно, пусть болят глаза.
9. Бросайте снежками куда попало, и прямо в лицо, – пусть поранят глаза.