Интегрированное занятие ( ИЗО и Развитие речи) в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Лыжная прогулка»
Цели:1.Формировать умение рисовать человека в движении; передавать характерные признаки фигуры лыжника(поза, костюм, атрибуты).
2.Развивать графические навыки, умение работать по схемам.
3.Вызвать у детей интерес к составлению коллективной композиции.
4.Воспитывать аккуратность при работе с акварелью.
5.Развивать умение заучивать стихи, используя прием мнемотехники.
Предварительная работа: рисование зимнего пейзажа, наблюдения в природе, рассматривание картин с зимним пейзажем, беседы и т.д.)
*От игры с мячом: (дети стоят полукругом)
Снег (какой?) Белый, пушистый, холодный…
Снежинки(какие?) Узорчатые, расписные, красивые…
Воздух (какой?) Чистый, свежий,холодный…
Ветер(какой?) Резкий, холодный, порывистый…
( согласование существительных с прилагательными)
* Организационный момент.
Подвожу детей к календарю природы
Воспитатель: Посмотрите на календарь природы. Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?
Дети: Весна. Начался месяц март.
Воспитатель показывает пейзаж и рассказывает о марте: « Да, март- это первый весенний месяц. Но зима не желает уходить от нас. Вроде бы и весна по календарю, а на улице по-прежнему много снега. Только снег стал другим. Каким он стал? Как вы думаете?
Дети: снег рыхлый, грязноватый, влажный, ноздреватый…
Воспитатель: «Вспомните стих о начале весны»
Дети: «Снег в лесу, сугробов много,
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает капель».
*Воспитатель ведет беседу с детьми:
« В лесу в начале весны много снега, лес укутан в снежное покрывало, на соснах и елях снежные шапки. Но в воздухе уже чувствуется дыхание весны. Кажется, что мы попали в сказочное лесное королевство. Нам трудно идти, ноги проваливаются в снег. Как лучше передвигаться в лесу?»
Дети: « На лыжах!»
*Воспитатель: « Давайте возьмем лыжи, лыжные палки и превратимся в настоящих лыжников! Встаньте так, чтобы не мешать друг другу.
Физминутка.
- Оттолкнитесь воображаемыми палками.
- Слегка присядьте, туловище наклоните вперед.
- Представьте, что съезжаете с горы: «Ух! Ух! Как захватывает дух!»
- А теперь подъем в гору: упражнение «Елочка»- взбираемся вверх, палками упираемся в снег.
- Проверим, хорошая ли лыжня.
Молодцы! Справились с заданием!
*Дети проходят за свои места, усаживаются за столы.
Воспитатель: « У нас есть большая картина, которую вы заранее нарисовали. Как называется эта картина?»
Дети: «Это пейзаж»
Воспитатель: « Что вы изобразили на картине?»
Дети: « Сосны, ели, лыжню, горку».
Воспитатель: «Вспомните. Что такое пейзаж?»
Дети: «Это изображение природы в разное время года. Пейзаж может быть морской, сельский, городской».
Воспитатель: «Предметы, удаляясь от нас, уменьшаются в размере.
У края листа более крупный и яркий план. А цвет зависит от времени года, суток, погодных условий - в данном случае у нас изображено начало весны, время суток - день, день пасмурный, нет солнца, поэтому преобладают цвета - синеватый, белый, голубой, то есть холодная цветовая гамма. На картине видна лыжня. Догадайтесь, кого вы будете сегодня рисовать?»
Дети: «Лыжников!»
Объяснение темы.
1 этап.
- Один из способов рисования человека- рисунок овалами. Для вас приготовлены схемы, пользуясь которыми, вы будете рисовать лыжника в движении. Сначала делаем набросок простым карандашом.
Туловище слегка наклонено вперед; здесь проходит линия плеч; схематично изобразим ноги человека: от бедра до колена, от колена до стопы.
От линии плеч разместим руки: от плеча до локтя, от локтя до кисти руки.
Человек движется вперед, поэтому руки согнуты в локтевом суставе, ноги согнуты в коленях. Одна нога слегка отставлена назад.
РИСУЕМ В ВОЗДУХЕ карандашом (воспитатель указкой проводит по схеме)
2 этап.
Рисуем овалами
-туловище до пояса - овал;
-ниже пояса, тазовая часть- овал;
-пририсуем овалы- ноги- до колена - овал, от колена - овал;
-так же изобразим овалами ступни ног;
-пририсуем руки, найдем место плеча;
-овал- до локтя; овал- после локтя; ладони- небольшие овалы.
И, наконец, голова. Здесь- шея.
Плавной линией собираем рисунок, как будто «одеваем» его.
3 этап.
Мы сделали набросок карандашом. Теперь ластиком стираем вспомогательные линии и приступаем к работе с акварелью.
Мы видим лыжника сбоку, поэтому пририсовываем глаз, нос, рот.
На голове рисуем шапочку.
( Воспитатель показывает образцы лыжных костюмов, шапок, варежек, лыжных ботинок, шарфов( на картинках), обращает внимание на то, что костюм должен быть ярким.)
-Ребята, посмотрите, нам принесли письмо от старика- годовика. Давайте посмотрим, что в нем? Какие-то рисунки: мяч, ракетки, гантели. Вот, что он нам пишет: « Какие атрибуты нужны лыжнику?»
(что нужно взять на лыжную прогулку?)
Дети отвечают: лыжные палки, лыжи.
Воспитатель: « Лыжник быстро продвигается вперед. Обратите внимание на его позу. Как нужно изобразить палки, лыжи?
Не забудьте нарисовать лыжные ботинки.
На нашу большую картину я помещу своего лыжника, я его вырезала и теперь приклею.
*Самостоятельная работа детей. Дети рисуют в цвете.
Воспитатель: « У кого работа закончена, краски высохли, можно вырезать ножницами своего лыжника и приклеить на общую картину».
*Итог занятия.
-Какие вы молодцы! Как вам кажется, у кого особенно хорошо получился лыжник? ( Показ работ зрителям).
Послушайте стихотворение:
«Вскрылись черные дороги-
Солнце греет горячо.
Но в сугробе, как в берлоге,
Марту дремлется еще.
По нему еще на лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко и не слышит,
Что смеются ручейки».
Воспитатель предлагает разучить стих, используя мнемотехнику.
Дети разучивают стихотворение.
Они довольны. Им понравилась коллективная работа.