Конспект фронтального занятия по теме: «Практическое овладение обозначением на письме мягкости и твердости согласных с помощью гласных О-Ё»
Конспект фронтального занятия по теме: «Практическое овладение обозначением на письме мягкости и твердости согласных с помощью гласных О-Ё»
Цели: способствовать умению:
1. Различать звуки и буквы О-Ё.
2. Овладению обозначением на письме твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв О-Ё, устно и на письме в слогах, словах и фразах.
3. Производить звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов:
- выделять твёрдые и мягкие звуки из слов.
4. Формирование умений:
- подбирать слова с противоположным значением;
- изменять форму именительного падежа множественного числа имени существительного и прилагательного;
- согласовывать существительное с прилагательным;
- находить и исправлять ошибки в словах;
- объяснять смысл «крылатых выражений».
5. Развивать фонематический слух, процессы памяти/запоминание и воспроизведение/, мышление, сообразительность.
6. Развивать навыки чтения сложных слогов, учебного сотрудничества, контроля и самоконтроля.
Оборудование: звуковая дорожка, таблицы с буквами и звуками О.Ё слоговые таблицы и карточки с заданиями на каждого ученика, карточки со слоговыми рядами, картинка с изображением поросёнка, индивидуальные карточки с изображением букв О, Ё, наборы цветных ручек, тетради.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального занятия по теме: «Практическое овладение обозначением на письме мягкости и твердости согласных с помощью гласных О-Ё» »
Конспект фронтального занятия по теме: «Практическое овладение обозначением на письме мягкости и твердости согласных с помощью гласных О-Ё» (учащиеся 2 класса, с нарушением письменной речи)
Цели: способствовать умению:
Различать звуки и буквы О-Ё.
Овладению обозначением на письме твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв О-Ё, устно и на письме в слогах, словах и фразах.
Производить звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов:
- выделять твёрдые и мягкие звуки из слов.
4. Формирование умений:
- подбирать слова с противоположным значением;
- изменять форму именительного падежа множественного числа имени существительного и прилагательного;
- согласовывать существительное с прилагательным;
- находить и исправлять ошибки в словах;
- объяснять смысл «крылатых выражений».
5. Развивать фонематический слух, процессы памяти/запоминание и воспроизведение/, мышление, сообразительность.
6. Развивать навыки чтения сложных слогов, учебного сотрудничества, контроля и самоконтроля.
Оборудование: звуковая дорожка, таблицы с буквами и звуками О.Ё слоговые таблицы и карточки с заданиями на каждого ученика, карточки со слоговыми рядами, картинка с изображением поросёнка, индивидуальные карточки с изображением букв О, Ё, наборы цветных ручек, тетради.
Ход занятия. Организационная часть.
Сядет тот, кто произнесет слова «наоборот»
Длинный день – короткие дни грустный человек –
полное ведро - мягкий стул –
высокое дерево - согласный звук –
Чтение слоговых таблиц по карточкам (все вместе, поочерёдно, по цепочке)
Работа в тетрадях. Уточнить и записать дату.
Повторение пройденного. Вопросы к детям.
Что мы слышим и произносим? (Звуки).
Что мы пишем и читаем? (Буквы).
На какие группы делятся все звуки?(Гласные и согласные).
Почему? (Гласные произносятся без преграды, а согласные с преградой).
Что мы еще можем сказать про гласные звуки и буквы (Ответы детей).
В дате подчеркнуть ручкой красного цвета гласные буквы первого ряда одной чертой, а гласные второго ряда двумя (проверка выполнения).
Основная часть.
Цель занятия. На занятии мы будем продолжать различать гласные буквы первого и второго ряда, а какие именно узнаете, выполнив задание.
Игра «Четвёртый лишний звук». Выделите четвёртый лишний звук и объясните почему.
Р, О, З, Ж (Звук О, все звуки согласные, а он гласный).
Звук О на письме обозначается буквой О. (На интерактивной доске показывается таблица с изображением буквы и звука О).
Далее дети вспоминают, какая буква из гласных второго ряда образовалась в результате слияния двух звуков? [ Й+О]=Ё
(Дети также записывают в тетрадь и дают характеристику)
Задание по дифференциации букв О, Ё
Я называю буквы, вы их показываете. (Работа с карточками).
Что мы составляем из звуков и букв? (Слоги).
Переходим к различению звуков и букв О-Ё в слогах.
На доске записаны согласные буквы: С,Л,Н,П,К,М
Составьте с ними слоги, используя гласный звук О (Ответы детей)
Как звучали согласные звуки в данных слогах? (Твёрдо)
Дальше дети составляют слоги с гласной Ё.
Как звучали согласные в данных слогах? (Мягко).
Вывод: если согласный звучит твёрдо, то твёрдость его на письме обозначаем буквой О, если согласный звучит мягко, то мягкость его на письме обозначаем буквой Ё.
Выполнение задания по карточке.
Прочесть слоги и сказать как звучит согласный в каждом из них, подчеркнуть твердый – синим, мягкий – зеленым. (Ответы детей по цепочке).
МО, МЁ, НО, НЁ, ТО, ТЁ, КО, КЁ, ОН, ЁН, РО, РО, ЁР, ЁС, ЁН, ЁЛ
Слоговая зарядка. Сядет тот, кто правильно произнесет ряд слогов. (Дети по памяти повторяют за учителем-логопедом ряды слогов в той же последовательности, кто правильно ответил, тот садится).
ЗО-ЗЁ-ЗО-ЗЁ ЗЁ-ЗО-ЗО-ЗЁ
ЗЁ-ЗО-ЗЁ-ЗО ЗО-ЗО-ЗЁ-ЗО
ЗО-ЗЁ-ЗЁ-ЗО ЗЁ-ЗО-ЗЁ-ЗЁ
Запись слогов по памяти.
РО-РЁ-РО-РЁ РЁ-РО-РО-РЁ
(Самопроверка. На доске высвечиваются ряды слогов, а дети сами проверяют и оцениваю себя на полях).
Физминутка «Воробей»
(Проводит один из учеников, дети повторяют слова и движения).
Воробей живет на крыше.
В теплой норке домик мыши.
У лягушки дом в пруду.
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
Работа по карточкам со словами.
В словах пропущены буквы О, Ё. Ученик читает слово, говорит как звучит согласная буква твердо или мягко и исходя из этого говорит какая буква пропущена.
Кр_т, м_д, т_тя, п_з_мка, ут_н_к, к_т_н_к.
(Ответы детей и выполнение задания в тетрадях).
Дополнительное задание. Подчеркнуть все гласные буквы в словах поделить слова на слоги, поставить ударение. Обратить внимание учащихся на то, что если в слове есть буква Ё, то на неё всегда падает ударение.
Прослушать слова, запомнить и записать в тетрадь только с буквой О.
НОС, СТОЛ, КЛЁН, ТОРТ (Проверка, слова на доске)
С буквой Ё.
НЁС, СОЛЬ, КЛЁН
Объяснить значение «крылатых» выражений:
Вешать нос – грустить, огорчаться.
Задирать нос – зазнаваться, важничать.
Зарубить на носу – хорошо и надолго запомнить.
Вспомнить и назвать ситуации из жизни или случаи с героями книг подходящие к данным выражениям. (Ответы детей)
Отгадать загадку, записать отгадку.
Чок, чок пятачок.
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок
Кто же это, угадай!
Это …………………(Поросёнок).
Сделать звуко-буквенный анализ слова-отгадки.
Задание на доске. Найди и исправь ошибку.
В словосочетаниях. Пушистый утонок, озёрные ребята.
В предложении. Кёнь вёз бёльшой вёз сена.
Задание на доске. Самостоятельно списать предложения вставив пропущенные буквы. Дополнительно в первом предложении подчеркнуть гласные буквы и поделить слова на слоги. Во втором поставить ударение. В третьем подчеркнуть главные члены предложения. Проверка.