Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР. Тема : Одежда. Обувь. Головные уборы.
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР. Тема : Одежда. Обувь. Головные уборы.
Конспект занятия для работы с детьми подготовительной к школе группы или учеников классов выравнивания. В конспекте отражены задачи, оборудование, ход занятия ( с организационным моментом, физкультминуткой и итогом занятия). Абсолютно готовый конспект для использования в работе. Задачи: 1. Активизировать и закрепить у детей словарь по теме :одежда, обувь, головные уборы. 2. Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже. 3. Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть. 4. Учить образовывать прилагательные от существительных. 5. Продолжать учить образовывать множественное число существительных. 6. Развивать фонематическое восприятие. 7. Учить согласовывать речь с движением. 8. Развивать внимание, память, логическое мышление. 9. Учить работать детей парами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР. Тема : Одежда. Обувь. Головные уборы. »
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР (подготовительная к школе группа).
Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.
Задачи:
Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.
Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже .
Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.
Учить образовывать прилагательные от существительных.
Продолжать учить образовывать множественное число существительных.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Учить работать детей парами.
Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов; логопедическое пособие «Звуковые часы», сюжетная картина с изображением семьи; карточки из игры «Четвертый лишний»; конверт с загадками; чемодан.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.
Дети начинают вместе с логопедом играть в игру «Горячо-холодно» пока не найдут конверт.
Логопед: Молодцы, ребята, вы очень быстро нашли конверт (конверт открывается). А в конверте загадки. Отгадывая их, вы сможете узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)
Я как зонт не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою.
Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)
Я с полями, с козырьком.
С лентой алой и цветком.
Я защищаю голову
От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)
Зимой протянулся,
Летом свернулся (ШАРФ)
Дети отгадывают загадки.
Логопед: А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки.
Дети: Одежда.
Логопед: А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку.
Дети: Головные уборы.
Логопед: Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.
Дети договаривают подходящие по смыслу слова.
Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз
В магазин ходили сами и купили туфли маме.
Моднице Иринке – новые……………… ботинки.
Братику Антошке – новые……………….сапожки.
Маленькому Леше – блестящие…………калоши.
Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.
А милому папочке – домашние…………тапочки.
Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах.
Дети: Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.
Основная часть.
Логопед: Верно, сегодня на занятии мы вспомним все, что мы знаем об одежде, обуви и головных уборах. А вначале вспомните, какие вы знаете виды одежды.
Дети: зимняя, летняя, межсезонная; для улицы и для дома; праздничная; нарядная; рабочая; спортивная; служебная; детская и взрослая; мужская и женская и т.д.
Логопед: А для чего нам нужна одежда?
Дети: Одежда защищает нас от холода и жары. Помогает нам быть красивыми и модными и т.д.
Логопед: Действительно, одежда играет очень важную роль в жизни людей. Но необходимо не просто красиво одеваться, но и правильно. У меня есть одна знакомая рассеянная семья, в которой всегда что-нибудь, да забывают надеть на себя (выставляется картина, на которой нарисована «рассеянная семья»). Посмотрите внимательно на картину. Что забыл надеть каждый член семьи?
Дети: Папа без …..ботинок (туфель).
Вова без ………….брюк.
Дедушка без……..носков.
Мама без ………..сапог.
Бабушка без …….тапок.
Иринка без ………….руковиц.
Логопед: Дети, вы уже заметили, что на ваших столах лежат картинки. Вместе с тем, кто сидит рядом с вами за столом, нужно эти картинки разложить на столе. Теперь рассмотрите внимательно, что на них нарисовано. Какие вещи вам не знакомы? Наверняка, среди них найдутся картинки с названием тех вещей, которые забыли надеть члены семьи.
Дети ищут нужные картинки, выходят к доске, отвечают:
- Папе – ботинки.
- Вове – брюки.
- Дедушке – носки.
- Маме – сапоги.
- Бабушке – тапки.
- Иринке – рукавицы.
Логопед: А теперь игра на внимание. Права ли я буду, если скажу, что домашняя обувь – та, в которой ходят дома?
Дети: да.
Логопед: шлепанцы называются так, потому что ими шлепают непослушных детей.
Дети: нет.(объясняют свой ответ)
Логопед: Полуботинок – это половина ботинка.
Дети: нет. Это просто короткие ботинки.
Логопед : Язычки есть не только у деток, но и у кроссовок.
Дети: да.
Логопед: А теперь будьте еще внимательнее. Правильно ли я составила предложения? Дима одевает на себя теплую куртку. Таня надевает Лену в красивое платье.
Дети: нет. Нужно так, Дима надевает на себя теплую куртку. Таня одевает на Лену красивое платье . Потому, что надеваем мы на себя, а одеваем кого-то.
Физкультминутка.
« Новые кроссовки»
Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
У сыночка Вовки – новые кроссовки
Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).
Новые кроссовки.
Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).
Новые кроссовки.
Логопед: А теперь пришло время поиграть в волшебные часы. Встаньте и подойдите к домику.
Но чтобы попасть на крышу нашего домика, где они находятся необходимо посмотреть, что скрывается в окошках. А в окошках спрятались картинки, одна из которых лишняя.
Дети играют в игру « Четвертый лишний».
Логопед: Ну вот мы и подобрались к часам. Стрелочками вам необходимо соединить картинки, названия которых начинаются с одинаковых звуков (например, блуза – брюки).
Дети постепенно соединяют стрелочками все картинки.
Логопед: Теперь снова сядем за столы . Поиграем в игру «Скажи по – другому»
Шляпа из соломы – соломенная
Шапка из меха – меховая
Шарф из шерсти – шерстяной
Ботинки из кожи – кожаные
Платье из шелка – шелковое
Сарафан из ситца – ситцевый
Сапоги из резины – резиновые
Логопед : И последняя игра «Один – много».
На доску выставляются картинки, среди которых картинка пальто. Логопед называет предметы в единственном числе, а дети должны назвать этот же предмет, но во множественном числе.
Платок – платки
Юбка – юбки
Рубашка – рубашки
Пальто – пальто. При этом логопед акцентирует внимание детей на том, что пальто – это неизменяемое слово.
Логопед : Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Логопед : А за осенью придет…
Дети: Зима.
Логопед: Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда7
Дети: Зимняя, теплая…
Логопед: Вот и мы с вами давайте всю летнюю одежду (на картинках) спрячем подальше в чемодан до следующего лета, а осеннюю и зимнюю одежду отложим в шкаф. Она нам еще пригодится.
Дети раскладывают картинки.
Итог занятия.
Логопед: О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии?
Дети: Об одежде, обуви и головных уборах.
Логопед: Верно. Мне очень понравилось, как вы занимались. Поэтому с воспитателями мы подготовили игру. Начинается игра «Одень себя», которую проводит воспитатель.