Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия в первом классе адаптивной школы по теме «Гласные звуки и буквы»»
Конспект фронтального логопедического занятия в первом классе адаптивной школы по теме «Гласные звуки и буквы»
ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи.
Ход занятия.
Дети сидят за столами, на которых лежат зеркала. Перед ними стоит магнитная доска, на которой висит плакат с изображением артикуляции гласных звуков. Логопед показывает детям игрушку-гнома Грамотея.
1. Организационный момент.
Логопед: - Сегодня к нам в гости пришел гном Грамотей. Он живет в волшебной стране Звукобуковии. Вместе с ним там живут Звуки и Буквы. Они друзья Грамотея. Поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно их различать. Давайте покажем Грамотею, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. Вспомните, что мы слышим и говорим?
Дети: - Звуки.
Логопед: - Что мы читаем и пишем?
Дети: - Буквы.
Логопед: - А какие звуки мы называем гласными?
Дети: - Гласными называются звуки, которые можно петь. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.
Логопед: - Как они схематически обозначаются?
Дети: - Красным квадратиком.
II. Основная часть.
Логопед: - Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ, пальчиков. Грамотей спрашивает, а вы делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику?
Дети: - Да.
Логопед: - Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. Возьмите зеркала и выполняйте упражнения, следите за язычками.
Дети берут в руки зеркала и выполняют артикуляционные упражнения по инструкции логопеда (Улыбка, Заборчик, Качели, Часики, Оближем губки, Чашечка, Трубочка, Лошадка) .
Логопед: - А теперь потренируем наши пальчики.
Логопед просит одного ребенка выйти к доске и провести с детьми пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «В гости».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
А мизинчик – малышок
Сам забрался на порог.
Вместе пальчики друзья.
Друг без друга им нельзя.
Логопед: - Теперь вы готовы произносить красиво гласные звуки. Давайте вспомним сколько в русском языке гласных звуков.
Логопед просит одного ребенка выйти к доске и спеть вместе с детьми. Дети стоя около стульчиков выполняют упражнение.
«Песенка гласных звуков».
Гласных звуков шесть всего
Я смогу пропеть их все до одного:
А, У, О, И, Э, Ы.
Логопед: - Грамотей хочет посмотреть какие вы внимательные и предлагает игру «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги на палочке) .
Логопед произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы…. Дети, услышав гласный звук поднимают «фонарик».
Логопед: - У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?
Дети: - Буква.
Логопед: - Посмотрите на плакат, где написаны буквы, и скажите для каких звуков эти «домики».
Логопед показывает буквы на плакате, висящем на доске, а дети называют их и говорят для какого звука этот «домик».
Логопед: - Ребята, гном Грамотей спрашивает, знаете вы где могут находиться звуки в совах?
Дети: - В начале, в середине, в конце слов.
Логопед прикрепляет к доске схемы, обозначающие место звука в слове.
Логопед: - Какой звук не бывает в начале слов?
Дети: - Звук Ы.
Логопед: - Грамотей приготовил для вас задание. У меня на столе лежат конверты, откроем их. В первом и втором конвертах лежат гласные буквы. Их надо прикрепить на доску слева. В других лежат картинки, в названиях которых есть гласные звуки в начале, в середине, в конце слова. Тот кого я назову будет подходить к доске, показывать всем картинки, называть слова и определять место гласного звука в словах. Затем вы должны прикрепить картинку под схемой.
Дети выполняют задание.
Логопед: - Давайте немного отдохнем, выходите на ковер, проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка вовсе.
Очень маленьким он был.
С погремушкою ходил
Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь.
Логопед: - Грамотею очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с него.
Дети выполняют задание.
Логопед: - Молодцы. Садитесь за столы. Грамотей приготовил еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.
Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам.
Логопед проверяет правильность выполнения ими задания.
III. Итог занятия.
Логопед: - Гному Грамотею пора возвращаться в Звукобуковию. Давайте с ним попрощаемся и вспомним чем мы сегодня занимались.
Дети: - Мы вспоминали гласные звуки и буквы.
Логопед: - Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.
Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.
Логопед: - Что вам больше всего понравилось на занятии?