Развивать фонематические процессы на основе упражнений в выделении звуков из слов с разной позицией данных звуков (начало, середина, конец), пополнять активный словарный запас школьников путем ввода новых слов;
Воспитывать интерес уч-ся к учебе, предмету.
Оборудование:
Таблица на изучаемое правило, карточки для индивидуальной работы, схема темы занятия, план расследования, игры, сигнальные карточки, рабочие тетради, речи, карандаши, записи на доске, автобус на магнитной основе, письмо.
Ход занятия:
Организационное начало:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Парта, ручка и тетрадка?
Проверили? – Садитесь!
С усердием трудитесь!
А девиз у нас какой?
(вместе) Всё, что надо, - под рукой!
Сообщение темы занятия, повторение пройденного материала:
Давайте с вами немного пофантазируем. Представьте, что вы – следователи (уточнение понятия «следователь»).
И сегодня мы с вами будем расследовать дело, а именно искать пропажу. С помощью людей, которые что-то видели, я составила план наших действий, которые помогут распутать это дело. Посмотрите внимательно, как мы будем следовать.
План расследования (представлен на схеме)
Отправиться со мной могут только сообразительные ребята. И сейчас я вам дам задачу. Если вы ее решите, то пойдем искать пропажу вместе, а если нет, то я пойду искать себе других спутников.
Задача:
Разгадывание темы занятия:
- по первым звукам названий картинок угадать тему занятия (карточка № 1):
Репа
Арбуз
Зонт
Лук
Игла
Часы
Ежи
Ножницы
Индюк
Еж
Бант
-
помидор
Р
А
З
Л
И
Ч
Е
Н
И
Е
Б
п
Актуализация знаний:
- на какие две группы делятся все звуки
- чем согласные отличаются от гласных
- перечислить парные
Изучение нового материала:
В путь отправимся на автобусе:
Речевая гимнастика «Автобус» + работа в тетрадях (запись числа, темы).
«Автобус»
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим.
Из окошечка глядим,
Все глядим!
Глядим назад, глядим вперед,
Вот так, вот так.
Ну что ж, автобус не везет,
Не везет?
Колеса закружились
Вот так, вот так.
Вперед мы покатились
Вот так!
Игра «Большие и маленькие» (карточка № 2)
Думаю, что наш поиск не пройдет легко, т.к. на нашем пути встретится много препятствий:
Лес – море – груда камней – жаркая пустыня – цветочная поляна – горы, но в каждом задании у нас будет подсказка (выделена красным цветом), которая поможет найти утерянное.
Итак, в путь!
По плану: Участок, который нам надо сейчас изучить, находится между началом пути и дремучим лесом. И здесь мы выяснили, кто из вас самый внимательный (карточка № 3).
Задание:
Необходимо обвести, посчитать и записать, сколько букв «б – п» на карточке.
Проверка!
Но вдруг полетел сильный ветер, небо затянули темные тучи, и пошел дождь. Хоть он и шел не очень долго, но успел маленький ручеек превратить в широкую реку. И, чтобы через нее перебраться, нужно построить плот из бревен (плот – кроссворд, слова – бревна) – карточка № 4. Ошибка.
+ звуко-буквенный анализ слова «плот» (в тетрадях)
Проверка:
- следующим препятствием на пути стала груда камней. Чтобы их убрать, вам нужно правильно выполнить следующее задание: изменить в словах первый звук на б-п и назвать новое слово (устно с помощью сигнальных карточек)
Фант – бант манка – банка
Таран – баран день – пень
Точка – почка ночка – бочка
Саша – Паша сила – пила
- вы всё сделали верно. Но вот еще одно испытание – жаркая пустыня. Песок засыпал все буквы и нам их надо восстановить на место
(по типу «Шифровальщика» слова:
Бумага, сапоги, небо, липа, рыбак, пень).
- мы удачно добрались до цветочной поляны. Очень устали и решили сделать привал. Давайте отдохнем и сделаем небольшую гимнастику:
Мы – знатоки и мы – в дороге.
Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох.
Путь не близок, путь далек.
Тихо к берегу пристанем
И на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка –
Станут ниже облака.
Мы в дремучий лес зашли,
Ветви гнутся до земли:
Ниже, ниже наклонись,
Под ветвями проберись.
На поляне отдохнем,
И букет цветов нарвем.
- вот мы и размялись, а теперь давайте продолжим нам поиск. Следующее препятствие на пути – высокие горы. Чтобы перейти их, вы постараетесь составить предложения:
ря
Бо
пой
мал
па
кар
те
поч
ба
Лю
ра
бо
ет
та
на
- наш поиск, по-моему, подходит к концу, но еще необходимо вспомнить, какие подсказки мы обнаружили и узнать, что же мы искали.
Итог занятия: Что узнали на занятии?
- подсказки: б-п – шибка – Паша – бумага – почта.
Что же мы искали? Письмо.
В письме: Какие вы молодцы! Из вас получатся настоящие следопыты. В следующий раз, собираясь отправиться на новое задание, я обращусь именно к вам.