Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: Дифференциация речевых звуков и шумов. Золотая осень.»
Тема: Дифференциация речевых звуков и шумов. Золотая осень.
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, длительного плавного выдоха, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование. Наборное полотно, пять мячей среднего размера, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», запись звуков леса, предметные картинки для игры «Четвертый лишний».
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона. Формирование умения ходить с перешагиванием через предметы).
Логопед приглашает детей пройти в кабинет и организует приветствие. По дороге к кабинету он раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга пять мячей.
Л0гопед. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно обойти лужи змейкой. Поставьте руки на пояс. Первую лужу обойдите справа, вторую – слева и т.д. (Дети идут змейкой.)
Логопед. Молодцы. Садитесь за столы. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.
2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. (Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи.)
Логопед выкладывает перед детьми сюжетные картинки по теме осень.
Логопед. Посмотрите на картинки. К какому времени года они относятся? Что здесь изображено?
Дети отвечают.
Логопед. Какие еще приметы осени вы помните?
Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер. Исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают на юг. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.
Логопед. Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.
3. Игра «Звуки осеннего леса». (Упражнение на релаксацию и развитие слухового внимания.)
Логопед. Закройте глаза, представьте, что вы попали в лес. Расслабьтесь. Давайте послушаем звуки осеннего леса.
Логопед включает запись звуков леса.
Логопед. Какие звуки вы услышали?
Дети: Шум дождя, ветра, карканье ворон.
Логопед. Эти звуки мы произносим, когда общаемся друг с другом?
Дети: Нет. Это неречевые звуки.
Логопед. Кто из зверей может издавать такие звуки: ууу, ыыы, пи-пи-пи.
Дети. Волк, медведь, мышь.
4. Пальчиковая игра «Ёжик».
Логопед. Кто в лесу может шуршать и пыхтеть?
Дети. Еж.
Логопед. Возьмите в руки мячики Су-Джок и выполните упражнения.
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Логопед. Ежик принес из леса разноцветные листья. (Раздает их детям). Осенью часто дует ветер. Выполним упражнение «Ветерок». Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, подуйте на них.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.
Логопед. Холодным или теплым был ваш ветерок?
Дети. Холодным.
Логопед. Наверно от холодного ветерка у вас замерзли руки. Откройте широко рот и подуйте на руки еще раз. Каким стал ветерок теперь?
Дети. Ветерок стал теплым.
Логопед выставляет на доску символы холодного и теплого ветерка.
6. Упражнение «Осенью». (Координация речи с движением).
Вдруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
Дети выполняют движения, которые показывает логопед.
7. Упражнение «Выложи слова». (Упражнение в передаче ритмического рисунка слов).
Логопед. А теперь давайте все вместе выложим слова. Посмотрите как я выложу слово лис-то-пад. (Логопед выкладывает перед собой красные круглые фишки и, проговаривая слово по слогам, нажимает на них указательным пальцем. Затем считает слоги – фишки. Детям раздаются фишки и они выполняют задание.)
Дети. Кус-ты. Два слога.
Логопед. Теперь слово рябина.
Дети. Ря-би-на. Три слога.
Логопед. И наконец, слово лужа.
Дети. Лу-жа. Один слог.
8. Упражнение «Четвертый лишний». (Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.)
Логопед помещает на наборное полотно четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, купальник, корзину с грибами.
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.
Дети отвечают и объясняют свой выбор.
Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.
Логопед. Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени. Вспомните, как мы делали упражнение «Улыбка». Затем дети под контролем логопеда делают упражнения «Хоботок» (учатся вытягивать вперед округленные губы), «Улыбка-хоботок», «Лопата» (кладут на нижнюю губу расслабленный язык).
10.Рисование осенних листьев. (Ориентирование на листе бумаги.)
Логопед раздает листы бумаги и сухие листики каждому ребенку. Дети макают листики в краску и ставят отпечатки на листе по инструкции логопеда (Там, где стоит красная точка, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, посередине листа.)
11. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.