На поляне дом стоит (соединяем пальчики обеих рук, чтобы получился треугольник)
Ну а к дому путь закрыт (делаем ворота из пальцев рук)
Мы ворота раскрываем (руки расходятся в разные стороны)
В этот домик приглашаем (показываем руками домик)
Актуализация знаний.
Внимательно слушайте стихотворение и тогда вы догадаетесь о теме нашего урока.
Слова неприятели спорят весь день.
Один скажет: «Солнце!»
Другой скажет: «Тень!»
Один скажет: «Близко!»
Другой: «Далеко!»
Один скажет: «Низко!»
Другой: «Высоко!»
- о чем мы с вами будем говорить на нашем уроке? Мы сегодня говорим об антонимах.
Есть слова – приятели – СИНОНИМЫ, а мы поговорим о словах неприятелях – АНТОНМАХ.
Антонимы — это слова противоположные по смыслу.
Задание 1
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру НАОБОРОТ
Скажу я слово Высоко,
А ты ответишь - ____________(низко)
Скажу я слово Далеко,
А ты ответишь - ______(близко)
Скажу я слово Потолок,
А ты ответишь - ____(пол)
Скажу я слово Потерял,
И скажешь ты - ______(нашел)
Теперь Начало я скажу,
Ну, отвечай - ______(конец)!
Все поняли, что такое антонимы?
Постановка учебной задачи.
Сейчас вы возьмете карточки с заданием. У каждого в карточке написаны слова, к которым надо подобрать антонимы.
Утро - _______, горе -_______, ночь - _______, холод - _______, жадный - _______, белый - ________, большой - ________, горький - _______, новый - _______, толстый - _________, пустой - ________, скучный - _______, легкий - ________, узкий - _________, мелкий - ________, пустыня - _______, стоять - ________, сесть - ________, вправо - ________, плакать - ________, говорить - ________, хвалить - ________, шум - ________.
Задание 2
— «Послушайте пословицы и назовите антонимы»
Я читаю вам пословицы (пословицы также написаны крупно на доске), а вы называете слова – антонимы, которые услышите.
Нет худа без добра
Из огня да в полымя
Вопрос жизни и смерти
И стар и млад
Черным по белому
От мала до велика
Физкультминутка:
Мы осанку исправляем
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Задание 3 – «Прочитай, сравни и подчеркни». Определи слова – антонимы, подчеркни их.
1. Антон серьезно отнесся к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроке был активен, всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен. Правильно сделал все задания и получил пять! Антон очень доволен, а родители счастливы.
2. Антон легкомысленно отнесся к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен, редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян, невнимателен. Неправильно сделал все задания и получил два! Антон был очень недоволен, а родители огорчены.
Задание 4. К словам из левой колонки подбери антонимы из правой (карточки с заданием)