kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект подгруппового занятия с элементами мнемотехники в старшей логопедической группе по теме: «Дом для гномиков» (лексические темы «Зима», «Наш дом»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить представления детей о зиме, зимних забавах. Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам "Зима", "Наш дом". Совершенствовать навыки словообразования. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторикку. развивать связную речь, фонематический слух, зрительное и тактильное восприятие, внимание, мышление. Продолжать учить рассказывать стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия с элементами мнемотехники в старшей логопедической группе по теме: «Дом для гномиков» (лексические темы «Зима», «Наш дом»)»




ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД № 381 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













Конспект коррекционно-развивающего занятия

с элементами мнемотехники

в старшей логопедической группе

по теме: «Дом для гномиков»

(лексические темы «Зима», «Наш дом»)



 











Подготовил:

учитель-логопед

Беловол Н.М.

дата проведения

17.01.2019 г.









Донецк 2019

Коррекционно-образовательные цели.

  1. Обобщить представления о зиме, зимних развлечениях.

  2. Закрепить умение составлять распространенные предложения о зиме.

  3. Продолжать учить рассказывать стихотворение с помощью метода наглядного моделирования.

  4. Совершенствовать навыки словообразования.

  5. Упражнять детей в практическом умении образовывать сложные прилагательные.

  6. Учить детей правильному употреблению существительных в единственном числе

родительного падежа.

  1. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

  2. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных существительных.


Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развивать артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.

  2. Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам: «Зима», «Наш дом».

  3. Развивать интонацию, дикцию, речевое дыхание.

  4. Развивать связную речь, фонематический слух.

  5. Развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, мышление.

  6. Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.

  7. Закреплять навык диафрагмального физиологического дыхания, формировать сильную и длительную воздушную струю на выдохе.


Коррекционно-воспитательные цели.

1.Формирование положи­тельной установки на участие в занятии.

2. Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятию, целеустремлённость.


Оборудование: Магнитофон, музыкальная запись «Звуки зимы», магнитная доска.

Демонстрационный материал: мнемотаблица со стихотворением «Гномики и домики», детский пластмассовый игрушечный дом, плоскостное изображение дома из картонных разноцветных геометрических фигур, контейнеры с различными стройматериалами для постройки домиков для гномиков (камни, дерево, стекло, железо, солома, песок, бумага...)

Раздаточный материал: зеркала по количеству детей, бумажные снежинки по количеству детей, игрушечные гномики, рисунки домов с недостающими деталями.



Предварительная работа. Рассматривание картин, беседы о зиме, зимних забавах, заучивание упраж­нений массажа мимической мускулатуры, пальчиковой гимнастики «На поляне дом стоит», упражнения на дыхание «Горячий чай» физкультминутки «Строим дом».


























Ход занятия.



1Организационный момент.


Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Подарите

гостям свои улыбки.


«Поздоровайся, дружок – пожелай здоровья.

Лечит очень хорошо доброта с любовью».


Дети: Здравствуйте.


Логопед:  А теперь, мои друзья, все внимание на меня. Кто мне может ответить, какое

сейчас время года?


Дети: Зима.


Логопед:  Скажите, когда наступает зима: после весны или после лета, а может быть

перед летом?

Дети: Нет. Зима наступает после осени, перед весной.


2. Игра «Внимательно послушай, представь и опиши»


Логопед: А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму с белым пушистым снегом, летящими снежинками, морозными узорами на стеклах, метелью и вьюгой.

Дети фантазируют под музыку, имитирующую вой вьюги, шум метели.

Логопед:  Ребята, какие звуки вы сейчас слышали?

Дети: Звуки вьюги, скрип снега под ногами, шум ветра…

Логопед:  Какую зиму вы себе представили?

Дети: Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную ...


Логопед:  Да, действительно, зимой на улице бывает очень холодно. Покажите, как

вам холодно, сожмитесь в комочек. (Дети показывают)

3. Массаж мимической мускулатуры.

Логопед:  Ой, ребята, какую холодную зиму вы описали? Давайте погреемся.

«Мы ладошки растираем и лицо обогреваем.
Лоб мы растираем тоже – тёплым стать ему поможем.
Щёки надуваются, губки улыбаются,
Подбородок разотрем, дружно губки пожуем»

Выполняются соответствующие тексту движения

4. Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку»


Логопед:  Ой, а что это за сугроб у меня под ногами? Наверное, это метель намела.

Посмотрите, сколько здесь снежинок! Хотите поиграть с ними? Подойдите и

возьмите себе по одной снежинке, посмотрите какие они красивые.

А чтобы снежинки у нас на ладонях не растаяли, давайте на них подуем и

устроим настоящий снегопад. Только помните, что плечи мы не поднимаем,

а щёки не надуваем! Сделайте глубокий вдох носом и сильно выдохните ртом.



Дети сдувают снежинки со своих ладоней.


Логопед:  Молодцы, ребята! Давайте присядем и ещё немного поговорим о зиме.


Дети и учитель-логопед присаживаются за стол с зеркалами.

5. Артикуляционная гимнастика «Зимняя прогулка».



Логопед:  Скажите мне, дети, вы любите гулять на улице зимой? Давайте с вами

расскажем, как мы ходили на прогулку.

Возьмите зеркала и смотрите на свои губки и язычок.


Пошли мы однажды кататься на горку. Открыть рот, кончик языка упирается

в нижние зубы. Выгнуть язык горкой.

На улице мы увидели много снега и большие Рот открыть, узкий, напряжённый

длинные сосульки, свисающие с крыш. язык выдвинуть далеко вперёд.

Вдруг начал дуть холодный северный ветер. Улыбнуться, язык за нижними зубками,

Ветер дул всё сильнее, он поднял и начал протяжно, отчётливо произносить звук С

кружить в воздухе хлопья снега. С-с-с-с-с-с-с-с…..

Разыгралась настоящая вьюга и завыла: У-у-у-у-у-у-у…. (громче - тише)

Стало очень холодно. Чтобы спрятаться от Рот открыть, губы вытянуть вперёд.

вьюги мы быстро забежали в детский сад. Произносить на выдохе звук Х (х-х-х),

И стали греть замёрзшие ладошки. как бы согревая ладошки.

А чтобы лучше согреться, решили Загнуть широкий язык кверху чашечкой. выпить тёплого чая с бубликами. Рот приоткрыть, губы округлить и

Выпили мы чая и согрелись. немного вытянуть вперёд.

Молодцы, вы все хорошо постарались и у вас получилось.

6. Упражнение “Придумай предложение”


Логопед:  Подскажите мне, ребята, про что можно сказать: морозный ... (день, вечер);

– снежная ... (погода, зима, горка);

– холодное ... (утро, солнце, небо, мороженное);

– ледяные ... (горки, реки, озера).

Ответы детей

Логопед:  Дети, а вы любите зиму? Давайте с вами составим несколько предложений о

зиме.

Ответы детей


7. Игра «Мы не скажем, а покажем»


Логопед:  Да, зима очень холодное, но весёлое время года. А вы любите зимние

забавы? А сможете показать всем, в какие игры можно играть зимой? (-Да!)

Тогда, давайте с вами сыграем в игру «Мы не скажем, а покажем»


Логопед шепчет на ухо ребёнку какую-нибудь зимнюю забаву. Ребёнок без слов,

только жестами показывает эту забаву, а остальные дети отгадывают её.


8. Упражнение «Что мы знаем о домах? »


Логопед:  Молодцы, ребята! Скажите, а где же зимой можно спрятаться от мороза,

ветра, холода?

Дети: В доме.


Логопед:  Правильно. Конечно же, в доме. Посмотрите, я вижу дом. Давайте

подойдём и рассмотрим его.


На магнитной доске изображение дома с забором из геометрических фигур: стены –

жёлтый прямоугольник, крыша – красный треугольник, труба – чёрный прямоугольник, окно – голубой крадрат, дверь – зелёный прямоугольник, забор – красные прямоугольники.


Пальчиковая гимнастика «На поляне дом стоит»


На поляне дом стоит, показываем «крышу»

Ну, а путь к нему закрыт. пальцы обеих рук сцеплены в замок

Мы ворота открываем, разжимаем пальцы рук

В гости всех вас приглашаем. пальцы плотно прижаты друг к другу, ладони

раскрыты


Логопед:  Ребята, давайте внимательно рассмотрим этот дом. Скажите мне из каких

частей он состоит? (стены, крыша, окно, дверь, крыльцо, фундамент, труба)

А на какие геометрические фигуры похожи части этого дома?

Скажите, а сколько этажей в этом доме?


Дети: В этом доме один этаж – это одноэтажный дом.


Логопед:  А если бы в доме было два этажа, то какой это был бы дом?


Дети: Двухэтажный дом.


Логопед:  А если много этажей?


Дети: Многоэтажный дом.


Логопед:  Всё верно. Дома бывают большие, высокие а бывают какие ?…


Дети: Маленькие, низкие


Логопед:  А подскажите мне, ребята, кто живёт в маленьких домиках?


Дети: В маленьких домиках живут Гномики.


Логопед:  Давайте вспомним стихотворение про гномиков. А поможет нам в этом

наша мнемотаблица.


Стихотворение “ Гномики и домики”


Жил да был весёлый гном,

Он в лесу построил дом.

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил домишко.

Самый мудрый гном-гномище

Выстроил большой домище.

В чаще леса в домиках

Жили-были гномики.

Добрые, счастливые

И трудолюбивые.


Слышатся звуки зимы


Логопед: Ох, как вьюга разыгралась, намела сугробы!

В снег укутала дома, замела дороги.

За дверью слышен чей-то плач.


Логопед: Кто там плачет? Я сейчас посмотрю. Ребята, это маленький гномик. Он

говорит, что вьюга разрушила все их домики и просит нас о помощи. Ну

что, дети, поможем гномикам? Только как же нам попасть в лес на

волшебную полянку? Гномик говорит, что он превратит нас в снежинки.

Вы готовы? - Да!


Мы в снежинки превратились,

Вместе дружно закружились.

Покружились, покружились,

На полянке очутились!


Д/игра “Какие бывают дома?”


Логопед:  Ребята, посмотрите, гномики нас уже ждут. А что это у них? Они

приготовили различные стройматериалы и хотят узнать, какие у них будут

дома, если они их построят из:

Из дерева – деревянный

Из песка – песочный

Из камней – каменный

Из кирпичей – кирпичный

Из стекла – стеклянный

Из железа – железный

Из соломы – соломенный

Из бумаги – бумажный

Из снега – снежный

Изо льда – ледяной

Из глины – глиняный

Из конфет – конфетный

Из шоколада – шоколадный

Из пряников – пряничный

Из мармелада – мармеладный

Из леденцов – леденцовый

Логопед:  Ребята, в каком доме лучше жить: в деревянном или ледяном?

А какой дом самый прочный? Подскажите мне, ребята, кто же строит дома?

Давайте превратимся с вами в строителей и построим для гномиков новый,

большой, многоэтажный дом.


Физкультминутка «Строим дом»


Доски на гору везём,

Будем строить новый дом.

Будем мы пилить, строгать,
Гвозди ловко забивать.
Стук-стук молотком,

Трёхэтажный строим дом.
С окнами, с балконами,
С лестницей дубовой.

Чтобы в доме было сухо,

Чтобы было в нём теплей,

Домик мы покроем крышей,

Сделаем входную дверь.


Посмотрите-ка скорей

Вот и домик для друзей!


Дидактическое упражнение «Рассели гномиков в новом доме»


Логопед:  Гномикам очень понравился их новый дом. Но чтобы никому из них не было

обидно, давайте поможем гномикам расселиться в доме. На первом этаже дома

поселятся те гномики, в имени которых один слог; на втором этаже те гномики,

в имени которых два слога, а на третьем – гномики с тремя слогами в имени.

Давайте прохлопаем имена гномиков и посчитаем слоги.


Дети: Док и Чих – на первом этаже;

Вор-чун, Со-ня и Скром-ник – на втором этаже;

Прос-та-чок и Ве-сель-чак – на третьем этаже.



Дети расселяют гномиков по их комнатам

9. Игра “Чего не хватает?”


Логопед: Гномики благодарят вас за помощь. Молодцы, ребята! Вот и пришло

время нам прощаться с гномиками и возвращаться обратно в детский сад.

Мы в снежинки превратились,

Снова дружно закружились.

Покружились, обернулись,

В детский сад мы все вернулись!

Вот мы и в детском саду. Посмотрите, тут для нас конверт какой-то оставлен.

Интересно, что же в нём? Да это же гномики-волшебники прислали для вас

подарки! Это рисунки домов. Но, видимо, гномики так торопились, что

выполнили работу не до конца. Вы должны определить, какой части дома не

хватает на рисунках и дорисовать её.



Дети: У меня на рисунке не хватает крыши (нет стены, пола, потолка, окна…)



Дети присаживаются за столы и под волшебную музыку дорисовывают дома.



10. Итог занятия. Рефлексия.



Логопед:  Молодцы, ребята! Какие красивые дома у вас получились!

А сейчас подойдите все ко мне.

- Скажите, ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Что вам больше всего понравилось?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Беловол Наталья Михайловна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства