Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в старшей группе "Длинные и короткие слова"»
Длинные и короткие слова
Познакомить с понятием Слово-предмет, и его обозначением полоской.
Учить различать на слух слова по длительности их звучания.
Формировать умение определять длину слова, изменять длину слова в соответствии с учебной задачей.
Познакомить с условно-графической схемой слова.
Оборудование: полоски длинные и короткие, предметные картинки, красная и зеленая фишки.
Ход занятия
Организационный момент
- Встаньте в ряд, и скажите, кто в начале, кто в конце, кто в середине.
- С чем мы играли на прошлом занятии?
- Правильно, мы играли со звуками. Звуки живут в словах. Когда мы называем какой-то предмет, мы произносим слово.
Упражнение «Предмет и слово».
- Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад. Нас окружают разные предметы: окно, шторы, доска и т.д. (показать).
- А теперь вы назовите окружающие вас предметы. (дети называют).
Вывод: когда мы называем какой-либо предмет, то произносим слово.
Упражнение «Кто это? Что это?».
- Про каждый предмет можно спросить. Слушайте, как я буду спрашивать про предметы, и отвечайте одним словом.
Логопед показывает на стол (стул, шкаф и т.п.) и спрашивает: «Что это?»
- Про какие предметы я спрашивала? (Про неживые.)
- Как я спрашивала про эти неживые предметы? («Что это?»)
- Слушайте, как я буду спрашивать про живые предметы. Отвечайте одним словом: «Кто это?» (девочка, мальчик, зайчик, человек).
- Как я спрашивала про живые предметы? («Кто это?»)
Вывод: про живое спрашиваем «кто это?», про неживое – «что это?».
Обозначать слова-предметы живые будем символом (человечек), неживые - (квадратик).
Физкультминутка. Игра «Живое – беги, неживое – замри».
Дети бегают врассыпную по группе, а логопед называет предметы: живые – дети продолжают бегать, неживые – останавливаются: дом, человек, машина, волк, ребенок, дорога, книга, воспитатель, дети, тетрадь, карандаш...
Упражнение «Сосчитай слова».
- У вас на столах лежат полоски. Полоской мы будем обозначать слово. Надо выкладывать на стол столько полосок (горизонтально), сколько прозвучит слов. Слушайте и считайте, сколько слов я произнесу:
- Машина. Сколько слов я произнесла?
- Окно, книга. Сколько слов я произнесла? Какое первое (второе) слово?
- Доска, часы, дверь. Сколько слов я произнесла?
- Какое первое (второе, третье) слово?
Понятие длинные и короткие слова.
- Слова, которые мы произносим, бывают длинные и короткие.
- Знаете, как мы можем узнать, длинное слово или короткое? Можно измерить слово руками. Когда мы начинаем говорить слово, разводим руки в стороны. Когда слово закончилось, останавливаемся. Приготовьте руки. Машина. Это длинное или короткое слово? (длинное)
- Почему длинное? (руки успели развести далеко)
- Короткое слово обозначаем короткой полоской, а длинное – длинной.
Возьмите полоски, и если услышите длинное слово, то поднимите длинную, а если короткое слово – короткую.
Слова: дом, гриб, дома, домики, молоко, Буратино, Чебурашка.
Игра «Верно или нет?»
Логопед раздает детям по две фишки (красную и зеленую) и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зеленую, если неправильное — красную. Затем выставляет картинку, на которой нарисованы, например, банан и громко, четко произносит звукосочетания ПАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАМАМ и т. п. Дети поднимают соответствующие кружки. Логопед следит за правильностью реакции детей.