Конспект логопедического занятия " Прямое и переносное значение слова "
Конспект логопедического занятия " Прямое и переносное значение слова "
Тема: Прямое и переносное значение слова.
Цели: формировать умения определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного словоупотребления; воспитывать интерес к языковым явлениям; совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия " Прямое и переносное значение слова "»
Дата № урока
Класс
Тема: Прямое и переносное значение слова.
Цели: формировать умения определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного словоупотребления; воспитывать интерес к языковым явлениям; совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез слов.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое лексическое значение слова; уметь различать прямое и переносное значение слова; владеть слоговым анализом и синтезом; владеть фонетическим анализом.
Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать диалогическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя; развивать общую моторику.
Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению и определит в слове количество букв и звуков:
Место, где растет очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды (ЛЕС — 3 б., 3 зв.)
Пора года, когда цветут яблони. (ВЕСНА — 5 б., 5 зв.) Длительный перерыв в учебе для отдыха. (КАНИКУЛЫ — 8 б., 8 зв.)
Здание, где дети учатся читать и писать. (ШКОЛА — 5 б., 5 зв.)
День, с которого начинается рабочая неделя. (ПОНЕДЕЛЬНИК — 116., 10 зв.)
Урок, на котором дети учатся считать. (МАТЕМАТИКА — 10 б., Юзе.)
Запись числа, темы занятия
Прямое и переносное значение слов
На доске:
Замолчи, Петрусь, говорят! Прикуси язык, говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил.
Прочитайте подчеркнутые слова. В каком случае подчеркнутое слово употребляется в прямом (основном) лексическом значении? Прочитайте строчки стихотворения.
Что значит выражение «прикуси язык»? (Замолчи.) Значит, в выражении «прикуси язык» слово ПРИКУСИ употреблено в переносном значении.
-Послушайте:
В словах с несколькими значеиями различают прямые и переносные значения:
Мышка убежала (прямое).
Молоко убежало (переносное)
Ребенок спит (прямое)
Река спит…
Теплый чай…
Теплый взгляд…
Холодные глаза…
Холодный ветер…
- Предположим, перед нами чашка с теплым чаем. Мы можем убедиться в том, что он действительно еще не остыл. Слово «теплый» (чай) употреблено в прямом значении. А что значит теплый взгляд? Говоря так о человеке, мы имеет в виду такое качество характера, состояние души, которое нельзя потрогать рукой, попробовать на вкус. Значит слово «теплый» как бы перенесено на другой предмет и имеет переносное, образное значение.
В своей речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном, образном значении: Кружится голова, горячее сердце, встает солнце, пришла весна, тяжелый характер, тонкий голос и др.
Определение прямого и переносного значения слов при сопоставлении предложений
На доске предложения:
Ночью мы увидели падающую звезду. На сцену вышла звезда эстрады.
Снег сиял под лучами солнца. Дети сияли от счастья.
Мама купила дорогое нарядное платье. В воскресенье мы встречалн дорогую гостью — нашу бабушку.
Прочитайте первое и второе предложения. Найдите слово, которое есть и в первом, и во втором предложениях.
Прочитайте предложение, в котором слово употреблено в прямом значении.
Прочитайте предложение, в котором слово употреблено в переносном значении. Докажите.
Запишите предложения, в котором слова имеют переносное значение.
Физкультминутка
. Прямое и переносное значение многозначных слов
— Отгадайте загадку.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
Но вы, друзья, не бейте пас!
(С. Маршак) (Часы.)
Есть ли в загадке слова, употребленные в переносном значении? Назовите эти слова.
Послушайте стихотворение о часах В. Орлова.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
(В. Орлов)
Прочитайте слова и выражения, которые о часах говорят как о живом существе.
Чему удивились малыши?
Объясните выражение «часы стоят»? (Часы бездействуют.)
Что значит выражение «часы спешат»? (Часы показывают неверное время из-за ускоренного хода механизма.)
Как вы понимаете выражение «часы идут»? (Часы действуют, работают.)
Объясните выражение «часы отстают»? (Часы показы вают неверное время из-за замедленного хода механизма.)
Ребята, а какие бывают часы? (Электронные, механические, ручные, солнечные, настенные, кухонные и т.д.)
На доске:
ЧА, КИ, СИ
ВОЙ, ЧА, СО
ЧА, ЩИК, СОВ
Составьте из слогов слова и объясните их прямое лексическое значение:
ЧАСИКИ — часы небольшого размера.
ЧАСОВОЙ — человек, который стоит на часах (на карауле).
ЧАСОВЩИК — мастер, занимающийся изготовлением и починкой часов.
Повторите все слова. (Часики, часовой, часовщик.) Продолжите ряд однокоренных, родственных слов.
Послушайте и повторите скороговорку:
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Объясните смысл пословицы: Делу — время, потехе — час.
7. Итог занятия
Что нового вы узнали на занятии?
Выучите наизусть стихотворения, в которых неодушевленным предметам приписываются действия человека.