kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект логопедического занятия " Прямое и переносное значение слова "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Прямое и переносное значение слова.

Цели:  формировать умения определять прямое и пере­носное значения многозначных слов, правиль­ного словоупотребления; воспитывать интерес к языковым явлениям; совершенствовать звукобуквенный анализ и син­тез слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия " Прямое и переносное значение слова "»

Дата № урока

Класс


Тема: Прямое и переносное значение слова.

Цели: формировать умения определять прямое и пере­носное значения многозначных слов, правиль­ного словоупотребления; воспитывать интерес к языковым явлениям; совершенствовать звукобуквенный анализ и син­тез слов.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое лексическое значение слова; уметь различать прямое и переносное значение слова; владеть слоговым анализом и синтезом; владеть фонетическим анализом.

Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать диалогическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя; развивать общую моторику.

Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значе­нию и определит в слове количество букв и звуков:

Место, где растет очень много деревьев и можно соби­рать грибы и ягоды (ЛЕС — 3 б., 3 зв.)

Пора года, когда цветут яблони. (ВЕСНА — 5 б., 5 зв.) Длительный перерыв в учебе для отдыха. (КАНИКУ­ЛЫ — 8 б., 8 зв.)

Здание, где дети учатся читать и писать. (ШКОЛА — 5 б., 5 зв.)

День, с которого начинается рабочая неделя. (ПОНЕ­ДЕЛЬНИК — 116., 10 зв.)

Урок, на котором дети учатся считать. (МАТЕМАТИ­КА — 10 б., Юзе.)

    1. Запись числа, темы занятия

    2. Прямое и переносное значение слов

На доске:

Замолчи, Петрусь, говорят! Прикуси язык, говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил.

  • Прочитайте подчеркнутые слова. В каком случае под­черкнутое слово употребляется в прямом (основном) лексиче­ском значении? Прочитайте строчки стихотворения.

  • Что значит выражение «прикуси язык»? (Замолчи.) Значит, в выражении «прикуси язык» слово ПРИКУСИ упо­треблено в переносном значении.

  • -Послушайте:

В словах с несколькими значеиями различают прямые и переносные значения:

Мышка убежала (прямое).

Молоко убежало (переносное)

Ребенок спит (прямое)

Река спит…

Теплый чай…

Теплый взгляд…

Холодные глаза…

Холодный ветер…

- Предположим, перед нами чашка с теплым чаем. Мы можем убедиться в том, что он действительно еще не остыл. Слово «теплый» (чай) употреблено в прямом значении. А что значит теплый взгляд? Говоря так о человеке, мы имеет в ви­ду такое качество характера, состояние души, которое нель­зя потрогать рукой, попробовать на вкус. Значит слово «теп­лый» как бы перенесено на другой предмет и имеет перенос­ное, образное значение.

В своей речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном, образном значении: Кружится голова, горячее сердце, встает солнце, при­шла весна, тяжелый характер, тонкий голос и др.

    1. Определение прямого и переносного значения слов при сопоставлении предложений

На доске предложения:

      1. Ночью мы увидели падающую звезду. На сцену вышла звезда эстрады.

      2. Снег сиял под лучами солнца. Дети сияли от счастья.

      3. Мама купила дорогое нарядное платье. В воскресенье мы встречалн дорогую гостью — нашу бабушку.

  • Прочитайте первое и второе предложения. Найдите сло­во, которое есть и в первом, и во втором предложениях.

  • Прочитайте предложение, в котором слово употреблено в прямом значении.

  • Прочитайте предложение, в котором слово употреблено в переносном значении. Докажите.

  • Запишите предложения, в котором слова имеют пере­носное значение.

  1. Физкультминутка

  2. . Прямое и переносное значение многозначных слов

— Отгадайте загадку.

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

Но вы, друзья, не бейте пас!

(С. Маршак) (Часы.)

  • Есть ли в загадке слова, употребленные в переносном значении? Назовите эти слова.

  • Послушайте стихотворение о часах В. Орлова.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на месте.

(В. Орлов)

  • Прочитайте слова и выражения, которые о часах гово­рят как о живом существе.

  • Чему удивились малыши?

  • Объясните выражение «часы стоят»? (Часы бездейст­вуют.)

  • Что значит выражение «часы спешат»? (Часы показы­вают неверное время из-за ускоренного хода механизма.)

  • Как вы понимаете выражение «часы идут»? (Часы дей­ствуют, работают.)

  • Объясните выражение «часы отстают»? (Часы показы вают неверное время из-за замедленного хода механизма.)

  • Ребята, а какие бывают часы? (Электронные, механи­ческие, ручные, солнечные, настенные, кухонные и т.д.)

На доске:

ЧА, КИ, СИ

ВОЙ, ЧА, СО

ЧА, ЩИК, СОВ

  • Составьте из слогов слова и объясните их прямое лекси­ческое значение:

ЧАСИКИ — часы небольшого размера.

ЧАСОВОЙ — человек, который стоит на часах (на кара­уле).

ЧАСОВЩИК — мастер, занимающийся изготовлением и починкой часов.

  • Повторите все слова. (Часики, часовой, часовщик.) Про­должите ряд однокоренных, родственных слов.

  • Послушайте и повторите скороговорку:

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

  • Объясните смысл пословицы: Делу — время, потехе — час.

7. Итог занятия

  • Что нового вы узнали на занятии?

  • Выучите наизусть стихотворения, в которых неодушев­ленным предметам приписываются действия человека.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект логопедического занятия " Прямое и переносное значение слова "

Автор: Дикая Наталья Александровна

Дата: 14.04.2023

Номер свидетельства: 629612


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства