Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа «Зимующие птицы» (по серии сюжетных картин).»
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР
«Пересказ рассказа «Зимующие птицы»
(по серии сюжетных картин).
Демченко Н.В.
Учитель-логопед МБДОУ
детский сад комбинированного вида
№ 61 «Золотая рыбка» г. Брянска
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять представления о зимующих птицах, их образе жизни и повадках; формировать навык составления описательных рассказов; обучать в образовании сложных прилагательных, состоящих из двух основ; упражнять в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными, в умении подбирать действия к предмету, в умении выделять и правильно
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным ответом; развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления; развитие общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание бережного отношения к природе, желание помогать птицам.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, сова, тетерев, воробей, сорока, ворона, голубь, клест, дятел. Панно: кормушка и набор птиц к ней (2 синицы, 3 воробья, 1 дятел, 2 снегиря, 1 сорока, 2 голубя.
Серия сюжетных картин к рассказу (3).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
О\М. «Ответь и спроси у другого». (У детей п\к – зим. птицы).
- У меня дятел. Вова, а кто у тебя? (Дети выходят к доске и выставляют свои п\к). (Установка: запомните, какая была у вас птица)
П. «КОГО НЕ СТАЛО?» (По картинкам на панно).
- НЕ СТАЛО МОЕГО ВОРОБЬЯ. И т.д.
Ш. АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ. Игра «СКАЖИ ИНАЧЕ».
красная грудка – красногрудый, черная голова – черноголовый,
черный хвост – чернохвостый, белые бока – белобокий
черные крылья – чернокрылый, большая голова – большеголовый.
1У. СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩ. (Панно: кормушка и набор птиц к ней).
- Посмотрите, на кормушку прилетели птицы. Назовите, какие и сколько их.
(На кормушку прилетели 3 воробья (2 синицы, 2 снегиря, 1 сорока и т.д).
- Скажите, где сидят птицы. Назовите количество птиц. (2 синицы (3 воробья, 1 дятел, 1 сорока и т.д.) сидят в (на, под, над, за) кормушке.)
- Откуда улетят птицы? (1 дятел улетел из-под кормушки. 2 синицы улетели из кормушки. И т.д)
У. НОВАЯ ТЕМА. РАССКАЗ (по ходу выставляются 3 сюжетные картинки и иллюстрации птиц: воробей, синица, клест, снегирь, ворона).
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
ДЕТИ СМАСТЕРИЛИ В ЛЕСУ КОРМУШКУ И ПОВЕСИЛИ ЕЕ НА ДЕРЕВО. НАСЫПАЛИ В КОРМУШКУ ХЛЕБНЫХ КРОШЕК, ПОЛОЖИЛИ ЕЛОВЫЕ ШИШКИ И ПОДВЕСИЛИ НА ВЕТКАХ КУСОЧКИ САЛА, А САМИ СПРЯТАЛИСЬ ЗА БОЛЬШИМ ДЕРЕВОМ.
ПЕРВОЙ ПРИЛЕТЕЛА СИНИЧКА И СЕЛА НА ВЕТОЧКУ. ЗА НЕЙ ПРИЛЕТЕЛ ВОРОБЕЙ И СРАЗУ СЕЛ В КОРМУШКУ. ОСТОРОЖНЫЙ
КЛЕСТ ПРИБЛИЖАЛСЯ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. СНАЧАЛА ОН СЕЛ НА ВЕТКУ СОСЕДНЕГО ДЕРЕВА, ПОТОМ ЗАЛЕТЕЛ ЗА КУСТЫ И, НАКОНЕЦ, ОЧУТИЛСЯ В КОРМУШКЕ. А КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ СИДЕЛ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ ЗА КУСТАМИ И НАБЛЮДАЛ ЗА ПТИЦАМИ.
ВДРУГ ПРИЛЕТЕЛА ШУМНАЯ ВЗЪЕРОШЕННАЯ ВОРОНА, ЗАКРИЧАЛА, ЗАХЛОПАЛА КРЫЛЬЯМИ. ПТИЧКИ РАЗЛЕТЕЛИСЬ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ. А ВОРОНА СТАЛА ИСКАТЬ ПО СНЕГУ РАССЫПАВШИЕСЯ КРОШКИ. РЕБЯТА ОСТАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫ СВОЕЙ КОРМУШКОЙ И ВЕРНУЛИСЬ В ДЕТСКИЙ САД.
У1. Ф\М.
Покажите синичку, которая села на ветку; снегиря в кормушке;
осторожного клеста, который сел на ветку, а потом за кусты;
снегиря, который наблюдал за птицами;
взъерошенную ворону, которая хлопала крыльями, кричала;
испуганных птиц, которые разлетелись в разные стороны.
УП. БЕСЕДА. (Ответы полным предложением).
Что сделали дети?
Какую еду они положили в кормушку?
Кто прилетел первым и что сделал?
Кто прилетел за синичкой и что сделал?
Кто появился потом и как себя повел? Какой клест?
Кто наблюдал за птицами?
Кто испугал птиц? Какая ворона? Что она сделала?
С каким настроением дети вернулись в д\с?
УШ. ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА.
А) План рассказа.
- Из скольких частей состоит рассказ?
1. Кормушка.
2. Птицы прилетели.
Б) Пересказ детьми по цепочке, полным текстом.
1Х. ИГРА «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЯ».
- Птица что делает? (Летает, порхает, вьется в воздухе, высиживает, раскапывает, щебечет, каркает, поет, трещит, чирикает, вылетает, прилетает, клюет, залетает, слетает, зимует, кормит, воркует, стучит, барабанит …
Х. ИТОГ.
- Зачем люди вешают кормушки ? (Зимой птицам трудно найти корм, насекомых).
- Кто сам вешал кормушку или подкармливал птиц?
- Почему люди заботятся о птицах? (Птицы уничтожают вредных насекомых. Они веселые, забавные, полезные. Птицы - наши друзья).