Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии 1 класс и анализа проведенного занятия.»
Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии
1 класс
Логопедическая тема: развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Лексическая тема: Весна.
Грамматическая тема: обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; правописание слов с разделительным мягким знаком.
Цель: развитие звукобуквенного анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Задачи: образовательные
-формировать сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза;
-развивать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы;
-обучать умению обозначать мягкость согласных на письме с помощью Ь.
Коррекционные:
-развивать слуховую память и слуховое восприятие;
-обогащать словарный состав;
Воспитательные:
-формировать аккуратность при работе со схемами.
Оборудование: предметные картинки, стихотворения о весне, картинные линейки для звукобуквенного синтеза сллов, запись птичьих голосов, раздаточный материал.
Ход занятия.
Организационный момент. Сообщение лексической темы.
- Здравствуйте. Садитесь. Послушайте стихотворение С. Маршака и скажите, о каком времени года рассказывается в нем.
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Кто догадался, о каком времени года идет речь? (о весне).
Верно. О весне и весенних приметах мы сегодня и будем говорить. Откройте тетради и запишите число.
Выделение мягких согласных в словах стихотворения. Запись слов с комментированием и проговариванием.
Вспомним названия весенних месяцев (Март, апрель, май)
В названии каких месяцев последний согласный звучит мягко. (Апрель, май)
Назовите последний звук в слове апрель ([л]).
Какой буквой обозначена мягкость согласного на конце слова? (мягким знаком).
Послушайте, что сказал поэт об апреле.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Какие признаки апреля в стихотворении описывает поэт (Ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник) логопед выставляет картинки
Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный мягкий (медведь)
Назовите последний звук в слове ([т])
Как обозначим на письме этот звук? (д,ь)
Запишем слово в тетрадь и на доске (Запись с комментированием)
Найдите слово, в котором есть звук, который мягкий всегда. (ручьи)
Какой мягкий звук? ([ч]). Сливается [ч] с последующим звуком или разделяется в произношении: ручьи? (не сливается)
Какую букву нежно писать после ч? (мягкий знак)
Какую роль играет в этом слове мягкий знак? (разделительный)
Запишем слово в тетрадь и на доске (Запись с комментированием)
Произнесите названия остальных предметов, есть ли еще слова, где мягкий знак играет такую же роль? (муравьи)
Мягкость какого согласного показывает мягкий знак. Какой это звук по счету в слове? (пятый)
Перед какой буквой напишем мягкий знак? (и).
Что нам показывает мягкий знак? (что согласный звук [в] не сливается с гласным [и].
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Индивидуальная работа с картинными линейками.
- Вы получили карточки с зашифрованными весенними словами.
- Рассмотрите, все ли предметы вам знакомы. Расшифруем слово по первым буквам названий предметов (Апрель, сирень, листья, ручьи).
- Каждый запишет свое слово в тетрадь.
- Поднимите руку те, у кого в слове мягкий согласный знак показывает мягкость согласного (апрель, сирень)
- Поднимите руку те, у кого в слове мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. (ручьи, листья).
- Составьте предложение с этим словом.
Физкультминутка
Составление текста о весне.
- Ребята, у вас на столах цветные карточки со словами. Вам нужно составить из них предложения. Кто догадался как это можно сделать (составить карточки по цвету).
- Прочитайте получившиеся предложения. Можно ли сказать что предложения связаны одной темой. Можем составить текст? (составляют связный рассказ)
- Запишем рассказ в тетрадь.
Подведение итогов занятия
Обсуждение видов и форм работы на занятии
- о какой букве говорили? (ь)
- О каком времени года вспоминали? (о весне)
Оценка деятельности.
Рефлексия.
Дома вспомнить загадки о весне и ее признаках.
Анализ проведенного занятия
Урок входит в систему коррекционно-развивающих занятий по программе «Профилактика дисграфии у учащихся 1 класса». Тематика занятия соответствует периоду обучения. Цели занятия осуществлялись путём адекватного подбора речевого материала, методов и приёмов.
При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции, прослеживалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, четкость перехода от одного этапа к другому. Наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом соответствовали фактическому ходу занятия. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно, складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей. Практически все дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, умение применять знания в различных ситуациях. Шесть из восьми детей показали глубину, осознанность и прочность знаний. На протяжении всего занятия сохранялась высокая активность большинства детей, однако к концу занятия отмечается снижение познавательной активности у 2 детей. В целом, проведенное занятие показало положительные тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом.