Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по фольклору в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: "История Руссой матрёшки"»
Конспект логопедического занятия по фольклору в старшей группе
комбинированной направленности Тема: «История русской матрешки»
Цель: продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, с русской народной игрушкой.
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
Познакомить детей с историей создания русской матрешки и способом ее изготовления.
Коррекционно-развивающие.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре России, к русскому декоративно – прикладному искусству. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление). Закрепить подбору слов – предметов, слов – действий с заданным звуком. Развивать фонематический слух. Развивать интонационные стороны речи, тембра и силы голоса.
Коррекционно-воспитательные.
Продолжать воспитывать детей на народных традициях. Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Предварительная работа: Знакомство с русским народным творчеством: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Ход занятия
Логопед:
Здравствуйте, ребята!
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду о нем рассказ.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрешка).
Ответы детей.
Логопед:
И она пришла к нам в гости. Посмотрите, какая матрешка?
Ответы детей (яркая, нарядная, красивая …).
- Сегодня она нам расскажет о себе.
– Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?
Ответы и предположения детей.
Логопед:
– Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. (Слайд.) Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрена.
Логопед:
– Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?
Ответы детей:Матрешечка, Матренушка, Матронушка.
Логопед:
– Молодцы, ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешку?
Ответы и предположения детей.
Логопед:
– Вы правы, матрешек делают из дерева.
Значит матрёшка какая? (деревянная)
Как вы думаете, из какого дерева?
Ответы и предположения детей.
Логопед:
– Как правило, это липа, ольха, береза. Рождение матрешки начинается на токарном станке.
После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду.
Дальше начинается росписьматрешки. Расписывая, используют гуашь, акварель или акриловые краски.
На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.
Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
- Матрешки не только девочки, девушки, женщины, но и мальчики, юноши, мужчины.
Логопед:
- Ребята, матрешка пришла не одна, а с подружками.
Все матрешки встали в ряд,
Вышли словно на парад.
Посмотрите какие (разбираем матрёшку)
- ребята а давайте матрешкам расскажем скороговорку
Рассказать скороговорку(темп речи – быстрый, медленный)
У крошки – матрешки
Пропали сережки,
Сережа сережки
Нашел на дорожке.
Логопед:
– Ребята, матрешки очень веселые, они любят играть, плясать. Давайте сейчас и мы с вами поиграем.