Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему "Слова-признаки"»
Тема «Слова-признаки»
Овощи
Материал: натуральные овощи, рисунки с искажённым цветом овощей, «Чудесный мешочек».
Ход занятия
1. Оргмомент.
Мимические упражнения. Релаксация.
Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. Повторить расслабление.
На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-«толстячки», превратитесь в овощи-«худышки».
2. Развитие речевого внимания. Закрепление понятия «слово».
Дети, сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия овощей.
3. Дифференциация понятий «звук» - «слово».
Чем мы обозначаем слова? (Полосками) Приготовьте ладошки. Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова: с-с-с-в-ё-к-л-а…, л-л-у-к…, к-к-к-а-ап-у-с-с-т-а-а… Поднимите полоску, если услышите слово, кружок, если услышите звук. (Произносятся слова и звуки к, п, капуста и др.) А теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус-бус-бус, купили мы…(арбуз). Пуста-пуста, выросла… (капуста). Ох-ох-ох, ели мы… (горох). А сейчас подскажите пропущенный звук. Баклажа__(н), капуст__(а), укро__ (п), горо__(х).
4. Ознакомление со словами – признаками предметов.
Дети, мы с вами знаем очень много слов, которые обозначают предметы и их действия. Сегодня мы узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос «какой?»
Выставляются большой и маленький помидоры.
Какой это помидор? (Большой). А этот? (Маленький). Какого цвета помидоры? Этот… (зелёный), а этот… (красный).
Какие огурцы? (Зелёные, хрустящие, овальные). Чтобы узнать о форме, величине и цвете предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие?
Демонстрируются другие овощи. Дети задают вопросы. Подбор определений.
Кто больше назовёт слов о каждом овоще? (Дети называют слова).
5. Физминутка.
Пантомима «В огороде». Демонстрируется картинка «Огородное пугало».
Дети шли, шли, шли.
В огород они зашли.
Там увидели урода –
И скорей из огорода.
Изобразить испуг. Один ребёнок изображает огородное пугало, а остальные – испуг. Затем все дети изображают огородное пугало, а логопед – испуг.
6. Образование относительных прилагательных.
Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Капустный). Из свёклы? (Свекольный). Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая). Из баклажанов? (Баклажанная). Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное). Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? (Овощной).
Посмотрите на эти овощи. Что здесь нарисовано неправильно?
Дети называют. Запоминание расположения ряда овощей. Дети должны назвать: зелёный огурец, красный помидор, фиолетовый баклажан, зелёная капуста и т.д. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»
8. Развитие осязания
Проводятся игры «Что в мешочке?», «Узнай по вкусу».
9. Вопросы детей по сюжетной картинке «На огороде».
Задайте мне вопросы. Я – ваша ученица. Вопросы должны быть разные.