Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему "Слова-действия"»
Тема «Слова-действия»
Игрушки. Животные.
Материал: игрушки (поезд, машинки, зайка, кукла, петрушка, мишка и др.), картинки с изображением животных, символы звуков (кружочки), символы слов (полоски), счётные палочки на каждого ребёнка, сундучок.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика. Упражнения на расслабление (релаксация). «Заводные игрушки».
Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. (Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, весёлого Петрушку).
Заводная кукла сломалась. (Дети застывают в определённой позе).
Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем – туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.
Дифференциация понятий «звук – слово»
Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток.
Как плачет кукла? (А-а-а-а). Что мы произносили? (Звук). Как гудит поезд? (У-у-у-у). Это звук или слово? (Звук). Как стучит молоток? (Д-д-д-д. Это тоже звук). Назовите слова – названия игрушек.
На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.
Мы назвали много … (слов).
Выставляются полоски – символы слов.
Посмотрите на полоски, это – домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков). Сделайте руки «чашечкой», соберите звуки и назовите слово. (Логопед произносит слова медленно, шёпотом, а дети громко и слитно).
Куукллаа, ммячиик… (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками).
Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую – вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова). Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук – поднимите кружок. (Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ).
Развитие речевого слуха и фонематического восприятия
В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово: зайка, кайка, зуйка, туколка, куколка, муколка, мячик, рячик, вячик.
4. Ознакомление с понятием «слова-действия». Актуализация глагольной лексики
Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это?) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это?) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает?)
Выставляются картинки с изображением петуха, котёнка, коровы, зайца
Что делает петух? (Стоит, кукарекает, поёт, клюёт). (Подбор глаголов к словам котёнок, корова, заяц).
Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (Стоит, лежит, ходит, машет). Что делает Аня? (Установка на выполнение действий даётся шёпотом). (Прыгает, ходит, машет). Кукла и Аня выполняли похожие действия. Чем отличается кукла от Ани? (Рассуждения детей).
5.Физминутка
Игра «Угадай-ка». Сейчас вы построитесь в круг. Я закрою глаза и буду считать до пяти, а вы в это время должны сделать круг. Раз, два, три, четыре, пять, глаза мне можно открывать? Угадайте, что я делаю? (Логопед имитирует действие, дети повторяют и называют. Игра продолжается по типу игровых действий «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»).
6. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа
Что мы делали? (Танцевали, бегали, скакали, веселились). Мы называли слова-действия.
Выставляется игрушечная машина.
Что делает машина? (Стоит, едет, сигналит, тормозит)
Добавляется ещё одна машина.
Что делают машины? (Стоят, едут, сигналят, тормозят). (Имитация езды на машине). Ваня едет, а дети … (едут). Паша везёт груз, а Толя с Колей … (везут груз). Дима сигналит, а Аня с Димой …(сигналят).
7. Голосовые и дыхательные упражнения
Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук у шёпотом. Сделайте вдох, произнесите звук у чуть громче, машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе произнесём звук у громко. Машина удаляется. Звук у произносится с затуханием голоса.
8. Выполнение поручений из двух-трёх действий. Усвоение глаголов прошедшего времени
Логопед даёт поручение одному ребёнку шёпотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос: что сделала Таня? Задание даётся всем детям.
Встаньте, сделайте шаг вперёд, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли руку, наклонились). Какие слова вы называли? (Слова-действия).
9. Обозначение глаголами работы отдельных органов человека
Что мы делаем руками? Что мы делаем ногами? Что делает наше сердце? Что делает наша голова? Каждый человек должен заботиться о своём теле. Что надо делать, чтобы иметь здоровое тело? (Рассуждения детей. Обобщение логопеда).
10. Закрепление понятий «слова-действия»
«Положите» в сундучок слова-названия предметов. (У каждого ребёнка лежит коробочка со счётными палочками). А сейчас положите слова, обозначающие действия предметов, животных, людей. Очень много слов в моём сундучке. Спасибо вам!