Современная педагогика не стоит на месте и для наилучшего усвоения современных образовательных программ необходимо искать белее оптимальные возможности как легкости, так и доступности предлагаемого материала.
Цель использования инновационных моделей:
Оптимизация коррекционного процесса дошкольников посредством внедрения инновационных моделей для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, создание у ребенка более высокой мотивационной готовности к обучению.
Задачи:
- изучить сферы и формы использования инновационных моделей в обучении дошкольников;
- создать медиатеку для работы учителя-логопеда;
- внедрить инновационные модели во все формы деятельности учителя-логопеда.
Основные виды инновационных моделей:
- Здоровьесберегающая;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- развивающие и коррекционные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии.
Преимущество использования инновационных моделей в логопедической практике для учителя-логопеда, для детей, для педагогов, для родителей
использование современной игровой формы;
активная работа с родителями;
положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
формирование стойкой мотивации произвольных познавательных интересов;
-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
расширение педагогических контактов;
- качественная организация системы повышения квалификации
- более тесное взаимодействие с родителями
наглядная демонстрация деятельности учителя-логопеда;
повышение самооценки ребенка;
- активность познавательной деятельности детей
средство самообразования;
- экономия временных ресурсов
Работа над звукопроизношением
Обучение грамоте
Коррекционно-оздоровительная работа
Направления коррекционной работы с использованием инновационных моделей
Формирование зрительно-пространственных координаций
Формирование лексико-грамматических средств
Развитие связной речи
Задачи, решаемые в процессе использования ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла
Задачи коррекционно-образовательного цикла
Задачи творческого цикла
ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- развитие воображения;
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности;
- развитие познавательной активности;
- развитие познавательной активности, самоконтроля;
преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
- развитие и коррекция психических процессов.
- развитие потребности к познанию.
Занятия детей с компьютером проводить в присутствии педагога
Не использовать компьютер одновременно для занятия двух и более детей, независимо от их возраста
Продолжительность работы на компьютере на развивающих занятиях для детей 5 лет не должна превышать10 мин и для детей 6-7 лет-15 мин
Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см
После занятий с детьми проводят гимнастику для глаз
Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий
Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них
Рекомендуемые дни недели для занятия с компьютером: вторник, среда, четверг-оптимальные, понедельник-допустимый
Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, продолжительность работы с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 мин, для детей 6 лет-до 10 мин
Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3 раз в неделю
Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет- 2 раза в неделю
Сказка о глупом мышонке
Пела ночью мышка в норке:
-Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
-Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
Приходи к нам, тётя утка,
Нашу детку покачать.
Хорошо, я спою мышонку песенку, если ты выполнишь задание.Назови картинки, послушай. Если в слове есть звук «Ш» – нажми зеленый кружок, если нет, то нажми красный кружок. (шляпа, мешок, санки, машина, белка, чашка)
Хорошо, я спою мышонку песенку, если ты поиграешь со мной в игру:
«Измени первый звук на звук «Ш»
Ш И Ш КА
МЫ Ш КА
ЧА Ш КИ
Ш А Ш КИ
ТАПКА
Ш АПКА
Закудахтала наседка:
Куд-куда, не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
-Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
Приходи к нам, тётя щука,
Нашу детку покачать.
Давай сначала соберем чемодан. Будем складывать предметы только со звуком «Ш».
Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поёт...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
-Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поёшь.
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
Приходи к нам, тётя кошка,
Нашу детку покачать.
Хорошо я спою свою песенку, но ты должна выполнить мое задание. Назови всех животных, определи, в названии какого животного 1 слог, 2 слога, 3 слога. На таком этаже и будет жить это животное!
3
2
1
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
-Голосок твой так хорош!
Очень сладко ты поёшь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…..
Итог урока
Сегодня я прочитала тебе сказку о глупом мышонке, а ты справилась со всеми заданиями, которые предлагали нам герои этой сказки.
Как ты думаешь, правильно ли вёл себя мышонок?
Игра «Слоник и покупки»
Правила игры:
Тебе нужно по порядку назвать все покупки слоника,
для этого нажимай на звездочку и делай правильный ход.
Звездочка показывает направление.
Например, 1 клетка вверх, ты нажимаешь на картинку
со скакалкой и четко проговариваешь покупку.
Каждый раз нажимай звездочку. Только после этого делай ход!
1 клетка вверх
1 клетка влево
1 клетка вниз
1 клетка влево
1 клетка вверх
1 клетка вверх
2 клетки вправо
1 клетка влево
1 клетка вниз
3 клетки вправо
1 клетка вправо
1 клетка вниз
1 клетка влево
1 клетка вправо
Посади в паровозик только тех пассажиров, в названии которых есть звук «С». Щелкай по ним мышкой!
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса
Цель: Дифференциация письменных букв ш-щ в словах, предложении. Задачи: Образовательные: •учить учащихся дифференцировать буквы Ш-Щ и различать звуки «ш»-«щ»; • конструирование букв Ш-Щ из проволоки; •продолжать учить детей составлять предложения с опорными словами; •активизировать активный и пассивный словарный запас учащихся по теме: зима. Коррекционные: •развивать зрительно-пространственное восприятие; •совершенствовать графомоторные навыки; •закреплять навыки звукового и слогового анализа и синтеза; •развивать орфографическую наблюдательность; •формировать зрительное, слуховое внимание, зрительную память, мыслительные процессы: •развивать моторику рук. Воспитательные: •развивать навык самоконтроля; •воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, работать сообща. Оборудование: карточки для индивидуальной работы с буквами и словами,синий и зелёный карандаши, слайды или предметные и сюжетные картинки по теме, квадраты синего и зелёного цветов, элементы букв ш, щ из проволоки, снежинки со словами для составления предложения. Ход занятия Организационный момент Психогимнастика. Логопед -Доброе утро, ребята. -Ребята, какое время года сейчас на улице? Какая бывает зима?(снежная, морозная, белая, вьюжная, холодная, суровая, метельная) (Появляется слайд или сюжетная картина Зима)
Логопед -Ребята, представьте, что мы с вами на улице. -Покажите, как вы ёжитесь от морозного ветра. -А как вы дрожите от зимней стужи. -Нам нужно согреться. Укутаемся шарфом, ладошки потрём, щёки разотрём. Подуем на ладошки тёплым воздухом: ш-ш-ш. Вам стало тепло, вы согрелись. -Покажите, какое у вас настроение. Вы радостные и весёлые. Я надеюсь, что хорошее настроение у вас сохранится на весь день.
-Ребята, сегодня у нас непростое занятие. Зимушка-зима из лесной чащи со своими помощниками метелью, вьюгой, снегопадом запорошила дорожки, завьюжила, приготовила для вас разные задания. Хотят посмотреть, что вы знаете и умеете. Вы готовы выполнить задания Зимушки-зимы? -Садитесь за парты. Приготовьтесь внимательно смотреть, думать и правильно отвечать.
Основная часть 1. Введение в тему занятия. Логопед - А вот и первое задание от Зимушки. Нужно решить слоговые примеры, чтобы получились слова. (Дети выделяют из слова соответствующие примерам слоги и составляют из них слова, которые потом появляются на слайде.)
Логопед -Ребята, посмотрите на первые три слова, какая одинаковая буква есть в словах.(буква ш) -Посмотрите на последние три слова, какая одинаковая буква есть в словах.(буква щ) -Как вы думаете какие буквы будем различать? (ответы детей) Логопед -Сегодня мы будем различать письменные буквы ш - щ. 2. Характеристика букв ш -щ. Логопед -Ребята, чтобы выполнить задания Зимушки, нам нужно потренироваться. -Дайте краткую характеристику букве ш.(Буква ш - согласная, глухая, обозначает один звук-всегда твёрдый) -Дайте краткую характеристику букве щ.(Буква щ - согласная, глухая, обозначает один звук-всегда мягкий) (Появляется слайд с письменными буквами ш, щ и их элементами. Дальнейшая работа проводится по данному слайду.)
Логопед -Назовите какие буквы записаны? ( заглавная и строчная письменная буква ш,заглавная и строчная письменная буква щ) -Сравните по написанию письменные буквы ш и щ. Из каких элементов состоит буква ш? (из трёх прямых наклонных линий с закруглением вправо) Сколько элементов у буквы ш? (у буквы ш три элемента) -Назовите, из каких элементов состоит буква щ? Сколько элементов у буквы щ? (у буквы щ четыре элемента) Логопед -Ребята, расскажите Зимушке-зиме чем похожи по написанию буквы ш и щ? Чем отличаются буквы по написанию? Молодцы! Я думаю, теперь вы справитесь со всеми заданиями, которые приготовила Зимушка-Зима. 3. Зрительное внимание. Логопед -Ребята, метель подула сильным ветром и перемешала все буквы в карточках. Вам нужно навести порядок, подчеркнуть буквы ш и щ разным цветом. Каким цветом будите подчёркивать буквы ш, почему? (буквы ш подчеркнём синим цветом, потому что обозначает всегда твёрдый звук) -Каким цветом будите подчёркивать буквы щ, почему? (ответы детей) (Каждому ученику раздаются карточки с письменными буквами ш-щ, которые они подчёркивают цветными карандашами: ш щ ш ш щ ш щ щ ш щ ш ш щ ш щ щ) Логопед -Выполняйте задание. Проверка Логопед -Какие буквы подчеркнули - синим, зелёным цветом? Поменяйтесь карточками друг с другом, проверьте. -Молодцы, с заданием Зимушки вы справились! 4. Пальчиковая гимнастика. Логопед -Ребята, я приготовила для вас буквы, но снежная вьюга налетела и сломала их. У вас на партах лежат цветные квадраты и элементы букв из проволоки. Соберите из них буквы. (У каждого учащегося лежат квадраты разного цвета: у одного ученика за партой-синий квадрат, а у другого за партой-зелёный, элементы букв одинаковые. Дети должны сами определить какую букву они составят в соответствии с цветом квадрата)
Логопед -Назовите буквы, которые у вас получились. Почему ты составил букву ш, щ? Назовите отличия в написании буквы ш от щ? Молодцы ребята! 5. Физминутка. Логопед -Ребята,вы хорошо справились с заданиями Зимушки и её помощников, а теперь отдохнём. Подойдите ко мне. Выполняем движения по тексту. Рано утром в парк ходили (шагают на месте или по кругу) Там снеговика лепили, (махи руками) А потом с горы катались (волнообразные движения руками) Веселились и резвились: (прыжки) В Свету кинули снежком, (произвольные движения) В Серёжу кинули снежком, В Риту кинули снежком, В Карину кинули снежком, В Данила кинули снежком, В Соню кинули снежком, Получился снежный ком. (дети подходят ближе друг к другу, руки поднимают кверху, изображая ком) Холодно гулять зимой, (прыжки) Побежим скорей домой. (возвращаются на места) Логопед -Отдохнули, а теперь с новыми силами продолжим выполнять задания Зимушки. 6. Зрительная память.Игра «Что изменилось» Логопед -Ребята, Зимушка любит забавы и игры. А какие зимние забавы любите вы? (ответы детей) -Зимушка решила с вами поиграть в игру «Что изменилось». -Посмотрите на слайд. Выберите и назовите только те предметы, в названии которых есть звук «щ» -Назовите предметы, в названии которых есть звук «ш»
Логопед -Дети, запомните предметы на картинках. (Дети могут закрыть глаза, а затем по команде логопеда открыть) (слайд меняется)
Логопед – Дети, что изменилось? (ответы детей) -Запомните предметы на картинках. (слайд меняется)
Логопед -Ребята, что изменилось? (ответы детей) -Какие вы все внимательные, не получается у Зимушки-зимы вас запутать. 7. Узнайте букву. Логопед -Ребята, разыгралась метель, закружила снежным ветром и опутала буквы, чтобы вы их не узнали. -Вам нужно узнать букву на слайде, выйти к доске, правильно написать букву в воздухе, а остальные должны её назвать и записать в тетрадь. (Слайды-зашумлённые буквы)
(Для проверки можно на слайд выводить правильно написанные буквы, а дети хором их называют.)
(Дети должны называть буквы, используя слова: заглавная письменная буква..., строчная письменная буква..)
(Можно усложнять задание: у букв не дописывать элементы)
Логопед -Ребята, не удалось метели опутать буквы, вы и с этим заданием справились. Что ещё придумает Зимушка-зима? 8. Зрительная гимнастика. Логопед -Ребята, посмотрите, сколько волшебных снежинок залетело к нам, наверное, когда я открывала форточку.
-Сядьте удобно, проследите глазами за танцем снежинки. (в своём занятии я использовала слайд с движущейся под музыку снежинкой, а можно логопеду читать стихотворение о снежинках и выполнять движения, держа в руке снежинку, дети следят глазами за движениями снежинки) Логопед -Ваши глаза отдохнули и вы готовы к следующему заданию Зимушки. 9. Слоги ща, щу, ши. Логопед -Ребята, как называется природное явление, когда падает много снега? (ответы детей) -Снегопад засыпал снегом в словах слоги ща, щу, ши. Вам нужно записать пропущенные слоги в словах. -Какие правила вы должны вспомнить, чтобы правильно написать слог ща, щу, ши? Выполните задание. (Карточки с пропущенными в словах слогами: ро.., горо..на, ..ка, кало.., ..вель, малы..) Логопед -Прочитайте слова с буквой щ, ш. На какие две группы можно разделить слова? (ответы детей) -Молодцы! 10. Работа в парах. Составить предложение из слов. Логопед -Ребята, Зимушка-зима прислала своих волшебных помощниц. Сейчас вы будите работать в парах. Из снежинок, на которых написаны слова, составьте предложение.
(Дети работают в паре и составляют предложение на парте)
Логопед -Прочитайте, какое предложение у вас получилось. (В ящике пищит крошечный щенок.) -Назовите слова с буквой щ, ш. Вспомните, как нужно писать предложение? Запишите предложение в тетрадь. -Поменяйтесь тетрадями проверьте, исправьте ошибки. Итог занятия. Логопед -Ребята, подойдите ко мне. Вы выполнили все задания Зимушки-зимы. -Зимушка приготовила для вас снежинки - весёлые и грустные. Если занятие вам понравилось, выберите весёлую снежинку, а если не понравилось - грустную.
-Почему вы выбрали весёлые снежинки? Что понравилось на занятии? (Ответы детей) -Эти снежинки вам в подарок. Вы сегодня все молодцы! Спасибо!