Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста с ТНР "Автоматизация звука Р"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок» р.п. Солнечный Солнечного района Хабаровского края
Конспект индивидуального логопедического
занятия с ребёнком старшего дошкольного
возраста с ТНР
«Автоматизация звука «Р» Выполнила:
учитель - логопед
Марыкина Марина
Владимировна
2023
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.
Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях с использованием ИКТ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.
- упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
1. Организационный момент. (Психогимнастика). Стоя около стола.
Логопед обращается к ребенку:
- Здравствуй Аркадий, я очень рада тебя видеть. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.
Далее ребенок присаживается за стол.
-Сегодня я получила сообщение, а кто написал мне его, ты узнаешь из загадки.
Ворон — главный наш артист,
Весельчак и оптимист, Достоин дружбы и любви. Его имя назови… (Кар Карыч)
- Молодец, правильно отгадал. Кар-Карыч пишет, что не умеет красиво произносить звук [р]. И просит ему помочь. Поможем?
- Но Кар-Карыч еще в пути, его самолет задерживается. Пока мы его ждем нам нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
2. Артикуляционная гимнастика(с картинками)
*Сидя за столом.
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам
Мы потянем-перестанем
И не сколько не устанем.
«Слоник»
Буду подражать слону
Губы «хоботом» тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лягушка - Слоник» А теперь под счет «раз» выполняем упражнение «Лягушка», подсчет «два» - упражнение «Слоник».
«Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать
Ротик нужно облизать.
«Лошадка»
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
«Маляр»
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен моляром
Если хочешь жить как в сказке
Позови на помощь краски.
«Чашечка»
Взялся язычок за дело,
«Чашечку» он сделал смело
Ловко вверх подняться смог
Наш широкий язычок.
«Грибок»
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем.
Гриб в лукошко мы положим.
«Гармошка»
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять.
- Язычок укрепили. Что-то долго нет нашего друга. Я предлагаю помочь самолету лететь быстрее. Но сначала вспомним, как нужно правильно дышать: делаем глубокий вдох через нос, затем выдох через рот (показывает логопед, затем самостоятельно повторяет ребёнок).
Дыхательное упражнение.
«Самолеты».
- Ура, вот и Кар-Карыч прилетел. Можно приступать к работе.
3. Автоматизация звука [р] в словах.
Дидактическая игра «Назови картинки».
-Посмотри Кар-Карыч очень любит фотографировать. Давай посмотрим что, он нафотографировал.
- Наш гость очень любит играть в мяч. И сейчас мы соберем для него мяч. (Ребенок выкладывает рисунок из камешек марблс)
5. Пальчиковая гимнастика.
- Посмотри, какой необычный мяч у нас получился.. Давай с ним поиграем. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.
«С мячиком дружу».
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко,
Каждым пальцем мяч прижму,
И сначала все начну.
6. Дидактическая игра «Большой-маленький».
-Кар-Карыч предлагает тебе выполнить еще одно задание. Он будет называть большой предмет, а ты – маленький.
Рамка-
Роза-
Морковь-
Гора –
Гитара –
Баранка –
Коробка -
7. Дидактическая игра «Жадина» (согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое).
- На этой недели, мы изучаем тему «Одежда. Головные уборы. Обувь».
- Давай покажем нашему гостю, как ты умеешь распределять одежду, головные уборы и обувь. Внимательно посмотреть на них и скажи, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
-Смотри, Кар-Карыч устал, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.
Шапка шерстяная, наверху помпон
(изобразить шапку, помпон)
Круглый, словно, мячик, и пушистый он.
(показать круглый мяч)
Есть еще у шапки отворот цветной,
В этой шапке можно бегать и зимой
(бег на месте)
Бабушка связала шапку не спеша,
(вяжут спицами)
Шапка шерстяная вышла хороша.
(руки на поясе, а затем показывают шапку).
9. Игра-загадка: «Рифмушки».
-Кар-Карыч предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение.
• Как бы мне пошла корона,
Важно каркает… (ворона).
• Он высокий словно шкаф, А зовут его ... (жираф).
• Вот так чудо - огород, Мы стоим разинув …(рот).
• Им летом по горам,
В шубе бегает… (баран).
• Испугался кот собак,
Задом пятится как … (рак).
• Пришел домой художник наш,
Он взял тетрадь и … (карандаш).
• Роет землю серый крот,
Разоряет … (огород).
10. Дидактическая игра «Наведи порядок»
-Кар-Карыч просит тебя помочь ему навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, в названии которых звук [р] находится в начале слова, на среднюю полку – в названии которых звук[р] находится в середине слова, а на нижнюю полку – в названии которых звук [р] в конце слова.
Картинный материал: ракушка, самовар, ракета, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, веер, ручка, карандаши, ролики, светофор, помидор (делает в программе Power Point)
11. Итог занятия.
-Сергей, ты сегодня хорошо поработал на занятии, ясно и четко произносил звук [р]. Наш гость очень доволен, что ты ему помог научиться говорить звук [р]. И за это, он приготовил тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами в названии которых есть звук [р].
Список используемой литературы:
1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003
2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.- 176с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
3. Стихи для занятий с массажными мячиками https://detidoma.net/
4. Инна Гамазкова: «Азбука в загадках и обманках». Дрофа Плюс, 2007 г.
5. Альбина Оршанская: «Криотерапия: лечение холодом». Феникс, 2015 г.