Материалы: Карта, 2 пирата, 2 крокодила, предметные картинки на звуки -Р-, -Л-, схемы для определения позиции звука в словах.
Ход занятия:
1. Сегодня мы отправимся в путешествие на поиски сокровищ. На пути мы встретим множество препятствий, которые я думаю, ты сможешь преодолеть. У нас будут два помощника, два звука, которые слышатся в словах:
рыба, радуга, корабль, ручка, (звук -Р-)
лодка, лампа, лошадь, лук. (звук -JI-)
2. Но прежде, чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку.
Берём длинные, гибкие доски для постройки (упражнение «Качели», «Часики»), Проверяем доски на прочность (упражнение «Конфетка»), Сколачивает их прочными гвоздями (упражнение «Барабанщики»), Нужно не забыть покрасить наш корабль (упражнение «Маляр»), Осталось поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус»),
3. Замечательный корабль у нас получился. Можно плыть. Но где же искать сокровища? У меня есть карта. Мы побываем на каждом из островов и поищем там.
4. Берем курс на первый остров. Ребенок карандашом прокладывает курс, соединяет по точкам.
-Волны плещутся за бортом, сильно раскачивая наш корабль:
К сожалению первый остров оказался необитаемым, плывем ко второму.
5. Прокладываем курс карандашом. На этом острове живут два крокодила. Они огромные и голодные и нас не пропустят. Какие были крокодилы? (огромные, голодные).
-Давай накормим. Один любит угощения в названии которых есть звук -Р-, другой - JI-. ГРУША, ВАРУШКА, КОЛБАСА, ЯБЛОКО, ПЕРСИК, ШОКОЛАД, ТОРТ, БУЛКА, АРБУЗ.
6. Отправляемся к третьему острову. Давай к нему проложим путь. На этом острове живут обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их кучками. Кокосы не простые, а с картинками. Надо их разобрать так, чтобы в первой кучке были кокосы с картинками, в которых звуки -Р-, -Л- были в начале слова, во второй - в середине слова, в третьей - в конце слова.
РЫБА, ЛАМПА; АКУЛА, БАРАБАН; ПОМИДОР, ДЯТЕЛ. Ребенок выполняет задание.
7. Нам осталось посетить два острова. Давай проложим путь к следующему. Посмотри, кто нас встречает? (пираты) Одинаковые они или нет? (Нет)
Молодой - старый Злой - добрый Глупый - мудрый.
По секрету, старый, добрый, мудрый пират мне сказал, что на этом острове сокровищ нет.
8. Поплыли на последний остров. Прокладывай путь по карте. Ну вот мы и на острове. Теперь можно откопать сундук, а для этого нужно найти лишнее слово.