Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР 1 класс. Тема «Фрукты. Груша»
Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР 1 класс. Тема «Фрукты. Груша»
Конспект логопедического занятия по развитию речи для обучающихся с ОНР. В конспекте разработианы задание по формированию лексико грамматических категорий по лексической теме: "Фрукты. Груша"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР 1 класс. Тема «Фрукты. Груша»»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР обучающихся 1 класса коррекционной школы.
Копейко Елена Викторовна.
Учитель – дефектолог.
ГКОУ ««Донецкая специальная школа – интернат № 20» город Донецк.
Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР 1 класс.
Тема «Фрукты. Груша»
Цель: систематизация и активизация словаря обучающихся по лексической теме «Фрукты. Сад»
- приобретение навыков лексико – грамматических;
- оформление монологических высказываний с применением интеллектуальных карт;
Задачи: - развивать навыки речевого общения;
- развивать коммуникацию;
- развитие пространственного и зрительного восприятия, слухового внимания;
- активизировать словарь по теме «Груша»;
- формирование навыков построения предложений;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- активизация коррекция психических процессов восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построения связи высказываний.
Оборудования: наглядный материал по теме, тематическая картина "Осень", корзина с муляжами фруктов, предметные картинки, загадки, стихи, интеллектуальные карты, дидактические игры.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Организационный момент.
Проверка готовности к работе (наличие необходимого материала)
Психо-емоцианальный настрой детей.
- Ребята, а теперь давайте друг другу улыбнёмся. Ведь улыбка может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
Введение в тему.Загадки.
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?(Груша)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (Груша)
II. Артикуляционная гимнастика.
1. Однажды Язычок решил сходить на прогулку во фруктовый сад.
Проснулся он утром, выглянул в окошко – на улице тепло и солнышко светит.
«Окошечко» открыто – закрыто (5-7 раз)
Рот открыть. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык
спокойно лежит за нижними зубами. Открывать и закрывать рот, держа
губы в улыбке, чтобы были видны все зубы.
2. Была у Язычка лошадка. Она очень любила фрукты, и Язычок решил взять ее с собой. Сел он на лошадку и поехал в сад.
«Лошадка»
Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая,
щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.
3. Приехал Язычок к саду, а он огорожен высоким-высоким забором, только верхушки деревьев видно.
«Заборчик»
Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы сомкнуты, видны все зубы.
4. Увидел Язычок ворота и постучался.
«Молоточек»
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.
5. Садовники открыли ворота и пропустили Язычка на лошадке. Язычок увидел фруктовый сад, и сначала очень сильно удивился, а потом обрадовался.
"Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
III. Стихи про грушу.
Груша ярко-желтая прячется в листве, Хочется полакомиться нынче грушей мне, К дереву грушевому тихо подойду, Хоть она и прячется – я ее найду.Автор Метелёв М.
Необычной формы плод, Так и просится к вам в рот! Этот фрукт зовется груша Сладкий, сочный, ну ка кушай!Автор Сибирцев В.
Этот пальчик — ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас (показывают ладошками вокруг и на себя).
Задание 1. Д/и «Один - много». Употребление В.п. сущ. (Дети с опорой на демонстрационный материал слайда образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п. Р. п.) - Посмотрите, что это? (груша) А когда их много, мы говорим как? (груши) Чего сейчас не стало? (груш)
Задание 2. «Исправь ошибку» на логическое мышление.
Груши растут в огороде (в саду). Груша растет внизу (вверху на дереве).
Задание 3. Дидактическая игра «Составь предложение»
Осенью в саду собирают ….. (морковь, виноград, яблоки, помидоры, груши, кабачки, сливу, огурцы).
Задание 4. Игра «Посчитай».
Помогите посчитать фрукты. (Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1- 10 и просит составить ответ по образцу.
VIII. Физминутка. Назови фрукты. Игра с мячом.
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев). Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
Задание 5.Игра «Четвертый лишний»
Логопед: – Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
Груша, картошка, яблоко, персик.
Яблоко, груша, кабачок, абрикос.
Апельсин, мандарин, огурец, слива.
Яблоко, груша, баклажан, слива.
Задание 6. Работа по интеллектуальным картам.
Где растет груша? (в саду, в огороде)
Какого цвета груша? (синего, зеленого, желтого, красного)
Какая груша по форме? (квадратная, овальная, круглая, треугольная)
Что можно сварить из груши в кастрюле? ( компот, суп, кашу)
Что можно приготовить на сковороде? (пирожки с грушевой начинкой)
Что можно закатать в банку на зиму? (сок, варенье)
Что можно налить в стакан? (сок)
Как называется сок из груши? (грушевый сок)
Какая груша на вкус? (горькая, кислая, соленая, сладкая)
Груша овощ или фрукт? (груша фрукт)
Задание 7. Составление связного монологического высказывания по интеллектуальным картам.
В саду на грушевом дереве растут груши. Они бывают желтого и зеленого цвета.
Груша имеет овальную форму. Из груш готовят компоты, соки, варенья.
Закатывают в банки в виде компотов на зиму. На вкус груша очень сладкая, вкусная, сочная. Груша – это фрукт.