kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР 1 класс. Тема «Фрукты. Груша»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия по развитию речи для обучающихся с ОНР. В конспекте разработианы задание по формированию лексико грамматических категорий по лексической теме: "Фрукты. Груша"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР 1 класс. Тема «Фрукты. Груша»»


Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР обучающихся 1 класса коррекционной школы.

Копейко Елена Викторовна.

Учитель – дефектолог.

ГКОУ ««Донецкая специальная школа – интернат № 20» город Донецк.


Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей с ОНР 1 класс.

Тема «Фрукты. Груша»


Цель: систематизация и активизация словаря обучающихся по лексической теме «Фрукты. Сад»

- приобретение навыков лексико – грамматических;

- оформление монологических высказываний с применением интеллектуальных карт;

Задачи: - развивать навыки речевого общения;

- развивать коммуникацию;

- развитие пространственного и зрительного восприятия, слухового внимания;

- активизировать словарь по теме «Груша»;

- формирование навыков построения предложений;

- формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- активизация коррекция психических процессов восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций;

- развитие навыков контроля и самоконтроля за построения связи высказываний.

Оборудования: наглядный материал по теме, тематическая картина "Осень", корзина с муляжами фруктов, предметные картинки, загадки, стихи, интеллектуальные карты, дидактические игры.


Ход занятия

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Проверка готовности к работе (наличие необходимого материала)

Психо-емоцианальный настрой детей.

- Ребята, а теперь давайте друг другу улыбнёмся. Ведь улыбка может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Введение в тему. Загадки.

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (Груша)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (Груша)

II. Артикуляционная гимнастика.

1. Однажды Язычок решил сходить на прогулку во фруктовый сад.

Проснулся он утром, выглянул в окошко – на улице тепло и солнышко светит.

«Окошечко» открыто – закрыто (5-7 раз)

Рот открыть. Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Язык

спокойно лежит за нижними зубами. Открывать и закрывать рот, держа

губы в улыбке, чтобы были видны все зубы.

2. Была у Язычка лошадка. Она очень любила фрукты, и Язычок решил взять ее с собой. Сел он на лошадку и поехал в сад.

«Лошадка»

Губы в улыбке, чтобы были видны все зубы. Рот широко открывая,

щёлкать языком, присасывая его к нёбу, медленно и сильно.

3. Приехал Язычок к саду, а он огорожен высоким-высоким забором, только верхушки деревьев видно.

«Заборчик»

Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы сомкнуты, видны все зубы.

4. Увидел Язычок ворота и постучался.

«Молоточек»

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.


5. Садовники открыли ворота и пропустили Язычка на лошадке. Язычок увидел фруктовый сад, и сначала очень сильно удивился, а потом обрадовался.

«Трубочка-улыбка»

"Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

"Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.


III. Стихи про грушу.

Груша ярко-желтая прячется в листве,
Хочется полакомиться нынче грушей мне,
К дереву грушевому тихо подойду,
Хоть она и прячется – я ее найду. Автор Метелёв М.


Необычной формы плод,
Так и просится к вам в рот!
Этот фрукт зовется груша
Сладкий, сочный, ну ка кушай! Автор Сибирцев В.


IV. Речевая гимнастика.

«Спрячь слоги в ладошку» ГРУ - ША

«Угадай звук» Д, Ш, Б, Ш, С, А, Ш, Р, Ч, З, Ш, У, Л, В, Ш


V. Дыхательная гимнастика.

Выполняется с бумажными листочками. Дуем на листочек и проговариваем слова.

Ветерок листвой шумит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

В трубах громко он гудит:

У-У-У, у-у-у.

Поднимает пыль столбом.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх!

Не удержится и слон,

Ах-ах, ах-ах!


VI. Лексико – грамматические упражнения.

Упражнение «Компот».

Дети на базар ходили.

Много фруктов там купили.

Папа их потом спросил: «Кто какой компот сварил?» Какой компот из груш?

Если компот приготовить из яблок, слив, вишен, абрикос.


Груша (какая?)– сладкая, желтая, зеленая сочная, твердая, вкусная, спелая.

Мальчик сорвал грушу. Груши падали с дерева. Маша кушала спелую грушу.

Синонимы Грушевое дерево. Грушка. Фрукт.

Лексика: фрукт, растёт на дереве, он круглый, сладкий, румяный, сочный, груша,

сладкое, спелое, твёрдое, вкусная, полезная, мягкая, жёлтая, красноватая, зелёная, сочная аппетитная.


VII. Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка”

Этот пальчик — апельсин, Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива, Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос, Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша, Просит: “Ну-ка, скушай!”

Этот пальчик — ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Фрукт для вас и для нас (показывают ладошками вокруг и на себя).


Задание 1. Д/и «Один - много». Употребление В.п. сущ.
(Дети с опорой на демонстрационный материал слайда образовывают имена существительные в единственном и множественном числе И.п. Р. п.) 
- Посмотрите, что это? (груша) А когда их много, мы говорим как? (груши) Чего сейчас не стало? (груш)


Задание 2. «Исправь ошибку» на логическое мышление.

Груши растут в огороде (в саду). Груша растет внизу (вверху на дереве).


Задание 3. Дидактическая игра «Составь предложение»

Осенью в саду собирают ….. (морковь, виноград, яблоки, помидоры, груши, кабачки, сливу, огурцы).


Задание 4. Игра «Посчитай».

Помогите посчитать фрукты. (Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1- 10 и просит составить ответ по образцу.


VIII. Физминутка. Назови фрукты. Игра с мячом.

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев). Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)


Задание 5. Игра «Четвертый лишний»

Логопед: – Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Яблоко, груша, кабачок, абрикос.

Апельсин, мандарин, огурец, слива.

Яблоко, груша, баклажан, слива.


Задание 6. Работа по интеллектуальным картам.

Где растет груша? (в саду, в огороде)

Какого цвета груша? (синего, зеленого, желтого, красного)

Какая груша по форме? (квадратная, овальная, круглая, треугольная)

Что можно сварить из груши в кастрюле? ( компот, суп, кашу)

Что можно приготовить на сковороде? (пирожки с грушевой начинкой)

Что можно закатать в банку на зиму? (сок, варенье)

Что можно налить в стакан? (сок)

Как называется сок из груши? (грушевый сок)

Какая груша на вкус? (горькая, кислая, соленая, сладкая)

Груша овощ или фрукт? (груша фрукт)


Задание 7. Составление связного монологического высказывания по интеллектуальным картам.

В саду на грушевом дереве растут груши. Они бывают желтого и зеленого цвета.

Груша имеет овальную форму. Из груш готовят компоты, соки, варенья.

Закатывают в банки в виде компотов на зиму. На вкус груша очень сладкая, вкусная, сочная. Груша – это фрукт.



IX. Подведение итогов урока

- Наш урок подошел к концу.

- Вспомните, чем мы занимались?

- Что вызвало затруднения?

- Вы сегодня хорошо работали. Молодцы!

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Копейко Елена Викторовна

Дата: 20.11.2024

Номер свидетельства: 659931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства