kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование комплекса нейроигр для логопедических занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые игры можно использовать на занятиях логопеда и во внеурочной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование комплекса нейроигр для логопедических занятий»

Игра «Пасьянс»
Сделайте карточки для игры в пасьянс и отрабатывайте с ребенком
темы: «Синонимы», «Антонимы», «Однокоренные слова». Не забывайте, что
в младшем школьном возрасте познание идет через игру.
СИНОНИМЫ
Карточки для детей от 6 лет (умеющих читать)

Большой

Огромный

Трудный

Сложный

Синий

Небесный

Серый

Мышиный

Синий

Небесный

Серый

Мышиный

Игрушка

Кукла

Врач

Доктор


Примеры карточек для дошкольников прилагаются

Красный

Алый

Свитер

Кофта

Супруга

Жена

Дождь

Ливень

Сырой

Мокрый

Солдат

Воин

Рыдать

Плакать

Балерина

Танцовщица


АНТОНИМЫ
Карточки для детей от 6 лет (умеющих читать)

Большой

Маленький

Легкий

Трудный

Черный

Белый

Темный

Светлый

Ребенок

Взрослый

Холодильник

печка

Лето

Зима


Радостно

Грустно

Сказка

Реальность

Пушистый

Гладкошерстный

Примеры карточек для дошкольников прилагаются
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Карточки для детей от 6 лет (умеющих читать)

печать

печатный

печатать

печатник

печь

печурка

печеный

выпечка


лев

львиный

львица

львенок

левый

влево

левша

слева

белый

белеть

белок

белизна

белка

бельчонок

беличий

бельчата

стол

столовая

столик

столешница

сто

сотый

сотня

сотник


горе

горевать

пригорюнился

горюшко

гора

пригорок

горочка

гористый

водить

водила

водитель

проводник

вода

подводник

водяной

водянистый


Игры для дошкольников
Пальчики-мышки
Снятие импульсивности, повышение самоконтроля
Играть можно как за столом, так и на полу.
Взрослый и ребёнок договариваются между собой, кто будет «мыш¬
кой», а кто — «кошкой». Руки «мышки» гуляют по столу, а «кошка»
должна своими ладошками быстро поймать их. «Мышка» старается вовремя
отдёрнуть руки. Затем участники меняются ролями. ⠀
Лишние буквы
Развитие зрительного внимания отработка образа слова
Приготовьте распечатки стихов, в которые вставлены лишние буквы.
Степень искажения может быть разной.
Ребёнок должен найти лишние напечатанные буквы в стихотворе¬ниях,
вычеркнуть их, а затем прочитать текст.

Зеркальное рисование
Развитие пространственных представлений и снятие
импульсивности
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть лю¬
бой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка.
Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей.
Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать
такой же, но не перевёрнутый.

Рисунок-диктант
Развитие слухового внимания, понимание
пространственных координат
Ребёнок рисует по инструкции взрослого. Пример: «Нарисуй круг.
Слева от него нарисуй треугольник, а справа квадрат.
Слева от треугольника нарисуй ещё три фигуры — два маленьких
ром¬ба, а между ними маленький круг. Над квадратом нарисуй трапецию,
а под квадратом ещё один квадрат, но меньшего размера. ⠀
Игры и задания, с помощью которых формируется образ
слова для детей от 5 лет
Игра «Кузовок» (А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова)
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова,
которые заканчиваются на –ОК: грибок, подарок, платок и т.д. Для этого
занятия может подойти корзина, коробка, ящик, пакет… Соответственно
будем собирать слова, оканчивающие на – ИНА, - КА,- ИК, - ЕТ .
Эту игру мы начинаем обычно такими фразами:
«Собираемся в лесок, наполняем кузовок!...»
«Вот пред нами корзина, туда отправляется… » (картина, балерина,
малина).
«Вот ящик, скорей клади туда…» (мячик, ларчик, стульчик).
«Вот большой- большой пакет. Клади в него…» (билет, кларнет,
рулет).
Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не
записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое
осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на
слоги, типичные суффиксы и окончания.
Игра «Арабское» письмо
Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с
правой стороны строки и наоборот, то есть задом наперед. При нормальном
чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде.
Например, предложение «В океане живет необычная -рыба - еж», написанное
«по –арабски», должно выглядеть так: «же-абыр-абыр яанчыбоен тевиж
енаеко В».
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок
переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать
ребенку писать «по -арабски» целые предложения. Начните с коротких слов,
в которых чередуются гласные и согласные (вода, море), затем возьмите
слова потруднее, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а у ж
потом работайте с предложениями.
Игра Письмо «по – древнерусски».
Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только
согласными, обозначая гласные точками. При такой записи предложение
«Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:
«.тв.жн.й М.ш. б.ж.т .т м.ш.». Сразу предлагаем записать это же
предложение только гласными, ставя точки на месте согласных:
«О..а..ы. .и.а .е.и. о. .ы.и».
После этого делаем выводы о том, какое предложение читается легче,
что помогает определить роль согласных в русском письме. При выполнении
упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при
письме.
Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты.
Математическая игра
Игра «Таблица чисел»
С помощью этой таблицы можно тренировать у ребенка навыки счета в
пределах 100, а также выполнять различные алгебраические операции, такие
как сложение и вычитание.
Помимо формирования вычислительных навыков, с помощью таблицы
можно также развивать пространственное и ассоциативное мышление,
внимание, память, воображение ребенка. Данную таблицу можно
представить в игре как географическую карту, по которой совершается
путешествие по различным странам или как футбольное поле.
Материал: таблица с числами ( см.ниже), фишка.
Количество играющих: от 2 человек.
Возраст играющих: от 8 лет и старше.
Правила игры: ведущий сообщает ребенку исходное место нахождения
фишки и маршрут ее передвижения, ребенок вначале по таблице, а затем, не
глядя на нее (отвернувшись), выполняет различные арифметические
действия и сообщает конечный результат. Например: мы (наш самолет или
футбольный мяч) на числе 46. Двигаемся влево на 3 (мы на числе 16), затем
вниз на 12 (на числе 28), потом вправо на 5 (78), потом вверх на 27 (51) и на 4
влево. Получаем 11.
Примечание: при движении вниз, дойдя до конца столбика, счет
продолжаем по следующему столбцу справа, а при движении вверх - по
следующему столбцу слева.

1

11

21

31

41

51

61

71

81

91

2

12

22

32

42

52

62

72

82

92

3

13

23

33

43

53

63

73

83

93

4

14

24

34

44

54

64

74

84

94

5

15

25

35

45

55

65

75

85

95

6

16

26

36

46

56

66

76

86

96

7

17

27

37

47

57

67

77

87

97

8

18

28

38

48

58

68

78

88

98

9

19

29

39

49

59

69

79

89

99

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100


Базовый блок упражнений для детей дошкольного возраста
1. Глазодвигательные упражнения (1-й год жизни в онтогенезе)
Ребенок лежит на спине. На расстоянии 30 – 50 сантиметров над ним
располагается яркий предмет (игрушка). Он перемещается вверх – вниз,
вправо – влево, к носу, по диагонали, горизонтальной восьмеркой.
Задача – не поворачивая головы следить глазами за перемещающимся
предметом. Важно, чтобы голова не поворачивалась, зрачок доходил до края
глаза без потери предмета. Движения плавные, прослеживающие
перемещение предмета до конца. Если есть зона потери предмета, эта зона
прорабатывается длительнее. Сначала предмет перемещается взрослым,
потом эта функция делегируется ребенку.
При ношении ребенком очков, упражнение выполняется без них.
Время проведения упражнения около 1 минуты.
Данное упражнение отрабатывает зрительное внимание, слежение.
Упражнение достаточно энергоемкое.
С осторожностью применять при ЭПИ готовности.
2. «Язык на звук» — включение слухового внимания.
И.П. лежа на спине.
Инструкция: «Ты закроешь глаза и будешь слышать такой звук …
Когда ты услышишь его, тебе надо будет показать в эту сторону
кончиком языка (пальцем, рукой, объяснить, откуда доносится звук)»
Более сложный вариант с использованием двух звуков шума.
После задания ребенок должен получить обратную связь – оценку
своих действий.
Время выполнения примерно 1 минута.
3. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом) усиливает газообмен,
происходит интенсивный массаж внутренних органов.
И.П. лежа на спине. Сначала ребенка нужно научить делать вдох
животом (надуйся, как шарик, сдуйся). Для наглядности можно посадить на
живот игрушку.
Вдох производится через нос, выдох через рот.
Позже отрабатывается дыхание под счет, например, вдох на 3, выдох на
5 и т.д.
Возможность регуляции дыхания дает возможность саморегуляции в
более сложных действиях.
Противопоказание – ЭПИ статус.
4. Подъем рук и ног на счет
И.П. лежа на спине. Одновременно под счет поднимается рука и нога
(одноименные и/или разноименные).
Инструкция: «Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно
поднимать руку и ногу. На счет «5»
рука и нога должны «смотреть» в
потолок».
Важно, чтобы движения были синхронны, равномерны, движения
должны выполняться без покачивания, плавными, без фиксирующих точек.
Счет в пределах 10 любой.
5. Релаксация – сначала предложить ребенку довести напряжние до
максимума, а потом максимально расслабиться.
6. «Качалка на спине» (в онтогенезе – научение держать голову)
И.П. сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги
прижаты к животу, перекаты на «круглой» спине. При выполнении
упражнения голова не должна касаться пола (сначала под голову подводится
рука взрослого)
, подбородок должен быть прижат к груди (во время обучения
им можно держать игрушку)
.
Упражнение выполняется 5 – 10 раз.
7. «Качалка на животе» – выстраивание вертикали
И.П. лежа на животе. Руки захватывают голеностоп.
Основная задача – при раскачивании вперед и назад, сохранять
равновесие.
Упражнение выполняется 5 – 10 раз.
8. «Бревнышко» — выстраивание горизонтальной линии
И.П. лежа на спине.
Задача ребенка – докатиться от одной игрушки до другой,
поставленной по прямой линии, удержав линию. Сначала это линия может
быть лентой.
Руки могут быть вытянуты вверх или прижаты к телу. В процессе
выполнения упражнения необходимо добиться плавности движений.
9. «Ползание на животе» – начальная стадия ползания.
И.П. – лежа на животе, согнутые руки и ноги прижаты к полу.
Важно добиться координированной работы рук и ног.
10. «Ползание на спине»
И.П. лежа на спине, руки согнуты в локтях, держатся за плечи, ноги
согнуты в коленях.
Не касаясь головой пола и делая круговые движения руками «плыть
на спине»
.
Упражнение энергонасыщающее.
Важна работа плечевого пояса, координация рука – нога.
11. «Большая гусеница» — стадия сидения.
И.П. Сидя, руки упираются в пол сзади туловища.
Складывая колени перемещаться вперед (назад) с максимальной
амплитудой и координированной работой рук и ног.
12. «Маленькая гусеница».
И.П. Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях.
Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах».
13. «Паучок»
И.П. стойка на согнутых руках и ногах животом вверх.
Сначала проводится обучение перемещению вперед – назад, потом
движение односторонней – разносторонней рукой – ногой (каждый способ
передвижения отрабатывается отдельно)
.
14. «Крабик»
И.П. как в предыдущем упражнении, но движение выполняется боком.
Отрабатываются шаги одноименными и разноименными конечностями.
Необходимо следить, чтобы руки и ноги не обгоняли друг друга.
15. «Кошка», «кошка на локтях» (базовая) – координация 4-х точек.
И.П. стоя на коленях и на предплечьях или на локтях взгляд направлен
вперед. Сначала отрабатывается передвижение с удерживанием равновесия,
потом одностороннее, разностороннее. Обращать внимание, что бы ладони и
мыски лежали на полу.
16. «Мостик» — вектор меняется на боковой.
И.П. опора на ладони и колени животом вниз, движение боком
приставным шагом, по заданной траектории.
17. «Лева»
И.П. стойка на ладонях и коленях.
При передвижении рук делают скрестные шаги на уровне локтей, ноги
идут прямо, голова поднята вверх.
18. «Носочки – ладошки» — разведение синкенезий.
И.П. сидя на полу, ноги прямые, спина опирается на стену, руки
согнуты в локтях, раскрытые ладони на уровне плеч перпендикулярно полу.
Движения кисть – носочек одноименные и разноименные.
19. «Скалолаз»
Стоя на ногах ребенок должен пройти вдоль стены, как будто это скала.
Ладони прижаты к стене, при передвижении можно «отрывать» только
одну конечность.
20. «Марш»
Одноименные и разноименные шаги. На каждый шаг рука касается
противоположного плеча.
Эти упражнения являются основными (базовыми) в двигательной
программе.
Базовые упражнения применяются в начале работы. Их
последовательность неизменна, кроме этапа релаксации.
К ним могут добавляться другие упражнения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование комплекса нейроигр для логопедических занятий

Автор: Марина Юрьевна Коннова

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 567047


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства