Интегрированное логопедическое занятие в 1 классе с применением ИКТ"В гостях у весны. Дифференциация [с]-[ш]"
Интегрированное логопедическое занятие в 1 классе с применением ИКТ"В гостях у весны. Дифференциация [с]-[ш]"
Интегрированное занятие с применением ИКТ в 1 классе с детьми с ФФНР. На протяжении всего занятия активизируется словарь детей по теме "Весна", устанавливаются причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, совершенствуется грамматический строй речи, дети продолжают учиться дифференцировать звуки занятия, контролируется звукопроизношение, отрабатываются навыки самоконтроля за речью, развиваются все ВПФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированное логопедическое занятие в 1 классе с применением ИКТ"В гостях у весны. Дифференциация [с]-[ш]" »
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ в 1 классе применением ИКТ«В ГОСТЯХ У ВЕСНЫ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С] – [Ш]»
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Весна».
Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
Формировать умения составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.
Учить дифференцировать звуки [c]-[ш]¸давать характеристику данным звукам.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование всех членов предложения при составлении высказывания, образование слов при помощи суффиксов, работа со словами антонимами)
Контролировать произношение всех поставленных звуков в речи детей.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.
Развить диалогическую речь, зрительное и произвольное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, память, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.
Развивать рефлексию.
3. Коррекционно-воспитательные:
Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
Развивать навыки самоконтроля за речью.
Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
Воспитывать чувство патриотизма.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме: «Весна» с наложенными звуками весны, птиц, журчания ручья, мяч, волшебный мешок с дарами леса (природные материалы), индивидуальные зеркала, солнышки-пиктограммы, картинки в названиях предметов, которых есть звуки [ш] и [с], разрезные карточки со словами для составления предложений, карточки с названиями животных для физкультминутки.
Ход занятия
Организационный момент.
СЛАЙД 1( со звуками весны)
Психогимнастика"Заботливое солнышко"
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!(Дети встают вместе с логопедом в круг.Звучит лирическая музыка).
- Доброе утро, ребята! Как вы думаете, оно сегодня доброе?
Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем «солнышко». Вот какое «солнышко» у нас получилось! А наши руки будут его лучами (поднимает руки вверх, пальцы расставлены в стороны). Ведь у солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают всё вокруг (на эти слова руки опускают по сторонам и снова за руки).
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.
Деткам нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щеки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
- Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь нашим гостям, а они улыбнутся вам. Улыбнитесь всему, что окружает вас. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.
Основная часть занятия
СЛАЙД 2 (загадка про весну)
Л: Ребята, отгадайте загадку и определите тему нашего занятия:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весна)
- Так о чем мы с вами сегодня будем говорить? (о весне)
СЛАЙД 4«Весенняя закличка».
- Весну издавна любил народ, называли её «весна-красна». Давайте вместе с вами позовём весну:
«Ой, весна-красна! Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей, приди! Солнцем нас озари!»
Входит Весна (психолог), приветствует ребят и приглашает их в путешествие по лесу).
- Здравствуйте ребята, я рада с вами познакомиться…Давайте вместе отправимся вы путешествие по весеннему лесу и посмотрим какие сюрпризы он нам приготовил. Но наш лес не простой, а речевой, он наполнен разными звуками, которые различать нам поможет наш логопед О.П.
СЛАЙД 6 «Весенний лес»( со звуками леса)
П: Ой, ребята, смотрите, мы оказались с вами в весеннем лесу.
Л: Поскольку наш не в простой лес, а речевой, для начала нам нужно сделать речевую разминку, чтобы во время прогулки у нас не возникли никакие трудности.
Ребята, чтобы вы все звуки произносили правильно, сделаем несколько упражнений для язычка перед зеркалами.
СЛАЙД 8 «Артикуляционная гимнастика»
СЛАЙД 10 «Звуки леса»
П: Послушайте звуки весны, и отгадайте что это?
-Ребята, посмотрите, в какой красоте я живу. Прислушайтесь к звукам весеннего леса.
(звуки леса в слайде 10.Что же вы слышите (ответы детей)
Л: За каким временем года наступает весна? (за зимой). Весна что сделала? (Наступила, пришла, проснулась, порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла...)
П: А в какие месяцы я правлю? Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
Л: Вам нравится весна? А она какая?(Дружная, весёлая, звонкая, красивая, цветущая, голосистая...).
СЛАЙД 12 «Тропинка». Игра с чудесным мешочком «Дары леса»
П:Ребята, посмотрите, куда это мы пришли? Мы вышли на тропинку. Посмотрите, как красиво вокруг! Давайте полюбуемся красотой весенней природы. Я приготовила вам небольшой сюрприз - дары весеннего леса в мешочке. Я их собрала в мешочек, а вы на ощупь попробуйте отгадать что это?
- Молодцы, ребята. Теперь мы продолжим наше прогулку. Ну, вот мы и на полянке: «Свистелочка - шипелочка».Посмотрите, кто это ползет? (змея). А змея какая? (ответы детей).
СЛАЙД 14 «Змея» (с шипением змеи)
Л: Ребята, видимо, змея выползла погреться под лучами теплого весеннего солнышка.А как шипит змея? На какой звук похоже шипение змеи?([ш]).
- Возьмите в руки зеркала и длительно произнесите звук [с]. Дайте характеристику звуку [ш].
А сейчас, давайте дадим характеристику звуку [ш].
Губки округлены и слегка вытянуты вперед, широкий язычок наверху, образует «чашечку».теплая воздушная струя идет по центру язычка, горлышко «молчит». Характеристика звука: согласный, всегда твердый, глухой.
П: Давайте попрощаемся со змеёй. Пусть ползет дальше. Надеемся, что никому из вас не придется с ней встретиться в лесу.
Мы идем с вами и внимательно прислушиваемся к звукам леса, ведь нас лес речевой.
Что вы слышите? А ветер какой бывает? (ответы детей)
СЛАЙД 15 «Звуки ветра»
Л: И правда завывание ветра. На какой же звук это похоже ?[с]
- Давайте дадим характеристику звука [с].
- Возьмите в руки зеркала и длительно произнесите звук [с]. Дайте характеристику звуку [с].
Губки в улыбке, зубки сближены, широкий кончик языка находится за нижними зубами, а боковые края язычка прижаты к верхним зубам. Холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта), горлышко «молчит». Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, может быть мягким, глухой.
Л: Молодцы. А сейчас навострите свои ушки, приготовьте ладошки, поиграем в игру:«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [с]: ш, ж, с, з, с, аш, ас, аз, сапоги, коса, корова, молоко, жук, усы, машина.
П: А сейчас, хлопайте в ладошки, если услышите звук [ш]: ш, п, к, ш, ша, па, ка, шу, шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.
Ну вот мы с вами и на полянке «Повторяйка-Разгадайка-Угадайка»
Физкульминутка «Изобрази животное»
П:Давайте, ребята, мы с вами вспомним зверей, обитающих в нашем лесу. Поиграем в игру «Изобрази животное». Каждый из вас должен изобразить (показать) того зверя, который ему достался на карточке, а задача остальных его угадать.
- А сейчас, предлагаю выполнить упражнение: «Замени звук [с] в словах на звук [ш]:
сайка-шайка, сутки-шутки, споры-шпоры, сок-шок, вас- ваш, мыс –мышь, крыса-крыша, касса-каша.
Давайте придумаем предложения с этими словами.
П:Дидактическое упражнение: «Разложи картинки». Разложите картинки на две кучки: предметы, в названиях которых есть звук [ш], и предметы, в названиях которых есть звук [с].
Л:Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Я буду читать предложения, а вы внимательно слушайте и исправляйте ошибки.(Обратить внимание детей на изменение смысла всего предложения при замене одного звука другим).
Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный взял кашку. Писатель писал башню. Строитель строит басню. Кошку зовут маска. В новый год я надену Машку.
СЛАЙД 16 «РУЧЕЙ» (звуки журчания ручья)
П: Вот мы подошли к ручью « Составляйка» и нас ждет в сами еще одно задание.Мы будем работать в двух командах. Каждая из команд получит карточки с напечатанными словами из которых нужно составить предложение.
Саня, ехать, лес, в. Миша, увидел, лес, в, кукушка.
Л, П: Какие же вам встретились слова со звуками [с] и [ш]? (Саня, лес, Миша, кукушка)
-Назовите слова со звуком [с], а теперь назовите слова со звуком [ш].
СЛАЙД 18 «ДЕРЕВЬЯ»
П: Ребята, скажите, пожалуйста, а какие деревья растут в моем лесу? (ответы детей)
- Посмотрите, а кто это прячется среди веток деревьев?
СЛАЙД 20 «ПТИЦЫ» (воробей, скворец)
Л:Послушайте ребята наши с Весной загадки
Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый..? (воробей)
П:Во дворе стоит дворец.
Там живет один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его …(скворец)
СЛАЙД 22 «ПТИЦЫ» (дятел, сорока)
Л: Эта вежливая птица, Прежде чем войти, стучится. Но за дверью червячок Притаился и молчок….(дятел)
П: Непоседа птица эта - Одного с берёзой цвета …(сорока)
П: Хоть жара, хоть ветер дует – Целый день в лесу кукует. Ей не жаль своих яиц – В гнёзда домовитых птиц Их подкидывает смело, До птенцов ей нету дела. Ни красотка, ни дурнушка, А зовут её .....(Кукушка)
Л: Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами счверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат
вращается кругом ее голова
И скажет: «Угу» нам лесная…(сова)
Л: Найдите, среди этих птиц тех, в названиях которых есть звуки [ш], [c].
П: Весна подарила свет и тепло, покрыла землю зелёным ковром и разбудила лесных жителей.Ребята, солнышко прогрело землю и рассыпало по ней душистые цветы.
Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией.
Слайд 28 «ПЕРВОЦВЕТЫ»
Л: Ребята, посмотрите вокруг и назовите весенние цветы, правильно выделяя голосом ударный слог, определяя количество слогов в названии цветка (подснежник, тюльпаны, прострел, одуванчики, мать- и -мачеха, ландыш).
Назовите самое длинное слово и отхлопайте количество слогов в нем. Сколько слогов в слове подснежник? (3) (подснежник). А самое коротенькое слово ( и, мать). Сколько слогов в этих словах? (1).
А теперь, найдите цветы, в названиях которых есть звуки [ш]-[c].
П: Сейчас ребята мы с вами оказались на полянке. Мы попали на лужайку «Поиграйка».
Л: Ребята, в каких словах встретились звуки [с]- [ш]?
- Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Итог занятия. Обратная связь
П: Молодцы, ребята. Наша весенняя прогулка подошла к концу. Я прощаюсь с вами и возвращаюсь в свой лес, мы с вами там еще встретимся…
Л: Что нового и интересного вы узнали сегодня? Возьмите по весеннему солнышку и карандашу и изобразите настроение на своем солнышке, которое передает ваше отношение к занятию. (Тоже самое предлагается выполнить гостям занятия).
- А теперь дорогие гости, покажите ребятками ваши солнышки. Какое у Вас настроение после нашего занятия? Пусть солнце радует и согревает вас.