Коррекционно-образовательные: • закреплять правильное произношение звука [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях ; • уточнить правильную артикуляцию звука [Ш]; • упражнять в умении определять место звука в слове; • закрепить зрительный образ буквы [Ш].
Коррекционно-развивающие: • совершенствовать навык пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ. • развивать фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: • формирование положительной установки на участие в занятии; • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: • плоскостные фигурки; • карточки с изображением; • ящик для рисования песком;
1.Организационный момент.
Сегодня предлагаю отправиться в путешествие по песочной стране. А вместе с нами отправятся путешествовать герои одного известного и любимого детьми мультфильма про забавных зверюшек. Кто же эти герои? Появляются герои: Нюша, Крош, Лосяш, Бараш. Какой звук есть во всех этих словах?( В именах наших героев есть звук Ш). А мультфильм называется? (Смешарики ).
Смешарики пришли послушать как ты научился правильно произносить звук Ш и поиграть с тобой в разные игры. Давай пройдём к зеркалу и вспомним, как правильно произносится этот звук.
2.Закрепление произношения звука Ш.
Произнеси звук[ш] и расскажи, что делали губки и язычок. (Ответ ребёнка: Губки вытянулись окошечком, язычок поднялся наверх.) Молодец.
А сейчас выполним зарядку для губ и язычка, чтобы они были сильными и крепкими. Зарядка сегодня будет не простая. Давай подойдем к песочнице. Можно положить ладошки на песок и поздороваться с ним.
3.Артикуляционная гимнастика.
Посмотри , что делают смешарики, и догадайся какое упражнение мы будем выполнять.
Выполняем упражнения:
«Трубочка». Вытянуть губы вперед, пальцы сжать в кулачки и двигать по песку.
«Лопаточка» широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, а ладонь руки положить на песок.
«Часики» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Качели» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Чашечка» выполняем языком «чашечку», набрав в руку песок.
«Маляр». Языком ритмично двигать вперед - назад, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку
«Грибок» Язык присосать к небу, пальцами в толще песка.
«Барабан» Стучать язычком по небу, одновременно пальцами ритмично, в такт «стучать по песку».
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Расскажи Смешарикам про звук Ш.
Ребенок дает характеристику звуку Ш (согласный, глухой, твердый, шипящий)
5 . Развитие фонематического слуха. Нюша хочет поиграть с тобой в прятки.
А) Игра «Прятки». Я буду называть различные звуки. Когда ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки руки держи над песочницей.
Ребёнок выполняет соответствующие движения во время произнесения педагогом ряда согласных звуков.
Наши друзья любят гулять. Выложи для них дорожку.
Б) Игра «Дорожка»
Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш ] (Ребенок на каждое слово со звуком [ш] шагает по песку пальцами).Отрывок песни из мультсериала «Смешарики».
Как приятно заболеть, Все начнут тебя жалеть Шоколадное варенье- Эффективное леченье, На здоровье, дорогой! Ты же бедненький больной, Ни хороший, ни плохой, Просто бедненький больной, Бедненький больной. Ни хороший, ни плохой, Просто бедненький больной, Бедненький больной.
6.Закрепление звука ш в изолированном виде. Давай покажем Смешарикам, как ты уже научился произносить звук «Ш»
Ветерок подул и закружил песочек ш-ш-ш-ш-ш. Сыпем песок ш-ш-ш-ш-ш
7.Соотнесение звука с буквой. Закрепление зрительного образа буквы Ш. А на письме звук Ш обозначается буквой Ша. Напишем эту букву на песке пальчиком.
8.Закрепление звука ш в слогах.
Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку
Нюша перепрыгивала и повторяла: ашта, ашма, ашка;
Лосяш:ошта,ошма,ошка;
Крош :ишта, ишма, ишка;
Бараш: ушта, ушма, ушка; Повторяй за ними.
9.Закрепление звука ш в словах.
Куда же привела нас дорожка? Мы попали на поляну сокровищ, где смешарики спрятали для тебя подарки.
А) Игра «Совпадение».
Прячем в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, лошадка, машинку, матрешку, кошку и др. Предлагаем ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Б)Игра « Собери игрушки в коробку»
Смешарики принесли тебе много игрушек. Давай разложим эти игрушки по коробкам. Нарисуем на песке коробки, в которые сложим слова со звуком Ш. Разложи эти слова в коробки. Слова со звуком Ш в начале слова положи в 1-й короб, слова со звуком Ш в середине слова- во 2 –ю коробку, слова со звуком Ш в конце слова –в 3 коробку.
Ребенку даются игрушки: мышку, мишку, лошадка, машинку, матрешку, кошку, кошка, карандаш и др.
10. Пальчиковая гимнастика «Смешарики»
Смешарики, смешарики, похожи вы на шарики!
А может быть на мячики!
Всё прыгаете, скачете!
Давай изобразим наших героев!
Крош (два пальца – ушки).
Кар-Карыч (пальцы – крылья).
Бараш (кулачок поворачивается – бодается).
Совунья (сомкнуть пальцы в кольца – глаза).
Ежик свернулся и развернулся (сжать пальцы в кулак, затем растопырить их – колючки).
11.Закрепление звука ш в предложениях.
Бараш у нас загрустил. Нужно его развеселить. Загадаем ему загадки.