Индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» « В ПОИСКАХ СОКРОВИЩЬ»
Индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» « В ПОИСКАХ СОКРОВИЩЬ»
Задачи:
1. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
2. закреплять правильное произношение звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
3. развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;
4. обогащать словарный запас через формирование представлений о составных частях парусниках и называние их;
5. тренировать навык правильного согласования существительных с числительными «два» и «пять»;
6. развивать мелкую моторику рук при раскрашивании контурных изображений;
7. практическое освоение слов с противоположным значением;
8. упражнять в образовании относительных прилагательных с заданным звуком;
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» « В ПОИСКАХ СОКРОВИЩЬ»»
Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» « В ПОИСКАХ СОКРОВИЩЬ»
Разработала: Пелих
Марианна Владимировна
Учитель-логопед
1 категории
ГДОУ ЛНР № 39 «Аленка»
Г. Алчевска
АЛЧЕВСК 2023г
Цель — автоматизация звука (Р).
Задачи:
1. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
2. закреплять правильное произношение звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
3. развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;
4. обогащать словарный запас через формирование представлений о составных частях парусниках и называние их;
5. тренировать навык правильного согласования существительных с числительными «два» и «пять»;
6. развивать мелкую моторику рук при раскрашивании контурных изображений;
7. практическое освоение слов с противоположным значением;
8. упражнять в образовании относительных прилагательных с заданным звуком;
Оборудование: карта «Острова в океане»; зеркало; игрушечный парусник; магнитная удочка и рыбки для игры «Рыбалка»; набор картинок «Угощение»: пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш), ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек), персик (два персика, три персика); набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками: ромашка, ракетка, ручка, карандаши, картошка, горох, забор, топор, помидор); раскраски «Фрукты», «Ягоды»; сундучок с конфетами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с тобой отправляемся на поиски сокровищ.
А помогать нам в поисках будет звук, который слышится в словах �ыба, мат�ос, мо�ской, што�м, ко�абль. Ты догадался, что это за звук?
Ребенок.Р-р-р.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Звук (Р) сложный для язычка, поэтому перед тем как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил все звуки красиво и правильно.
Логопед. Теперь поднимем якорь и заведём «Моторчик»: д-р-р-р. Давай столкнем наш корабль-парусник на воду. Ребенок, повторяя за логопедом, произносит изолированный звук (Р). Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта(рассматривают карту «Острова в океане»).
3. Проговаривание слоговых цепочек со звуком (Р).
Логопед. Берем курс на первый остров! Нарисуй на карте наш путь.
Ребенок карандашом ведет линию к первому острову — прокладывает курс.
Логопед. Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки:
Пра — про — пры Бро — бра — брэ
Гры — грэ — гро Тра — тру — тры
Кру — кро — кра Фрэ — фра — фро
Дро — дру — дрэ Вры — вро — вра
Ребёнокотражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком (Р).
4. Проговаривание слов и словосочетаний, содержащих звук (Р) (Игра «Рыбалка») .
Логопед. Первый остров оказался необитаемым, но около острова водятся очень красивые рыбки. Сейчас мы их будем ловить для своего аквариума.
Ребёноквылавливает пластмассовых рыбок с помощью магнитной удочки и произносит фразы «первая рыбка», «вторая рыбка» и т.д.
Логопед. Молодец рыбак, много рыбы поймал! А теперь давай расскажем про наш улов. Читает текст стихотворения, и предлагает ребёнку заканчивать строчку недостающим словом.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как … (рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка)
— Эх, сорвался мой улов! —
Рассердился … (рыболов)
— Рыба не клюет никак,
Видно я плохой … (рыбак)
От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит, … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка)
Логопед. А теперь давай вспомним все слова со звуком (Р), которые ты добавлял (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).
5.Согласование существительных с числительными «два», «пять» (Игра «Угости крокодила»).
Логопед. А на втором острове живет зубастый, голодный крокодил. Давай накормим его из наших запасов. Угощай крокодила — дай ему один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками, персиками.
Ребеноксначала отражённо проговаривает за логопедом словосочетания с числительными «два» и «пять». Затем самостоятельно продолжает составлять словосочетания.
6. Отражённое и самостоятельное проговаривание слов и фраз, содержащих звук (Р) (Игра «Что есть у парусника»).
Логопед. Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова разбежались. Почему? Они испугались огромного корабля с чужеземцами. А как можно назвать наш корабль? (парусник). Давай расскажем жителям острова, какие части есть у нашего корабля. Слушай внимательно и повторяй за мной: корпус, палуба, мачта, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал.
Ребенок повторяет за логопедом слова со звуком (Р).
Логопед. А теперь расскажи сам, что есть у нашего корабля. Например, так «У парусника есть корпус», «У парусника есть палуба» и т.д.
Ребёнок самостоятельно строит и проговаривает фразы.
7. Определение положения звука (Р) в слове (Игра «Разложи кокосы»).
Логопед. Мы отправляемся к четвёртому острову, на котором живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с картинками. В первой кучке кокосы, где на картинке слово со звуком (Р) в начале, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помоги обезьянам разложить кокосы.
Ребенокпроговаривает слова и раскладывает картинки на три группы.
8. Антонимы из числа прилагательных (Игра «Скажи наоборот»)
Логопед. Отправляемся к пятому острову. Этот остров захватили пираты. Пираты нам скажут, где находятся сокровища, если мы выиграем в игру «Скажи наоборот»
9. Образование относительных прилагательных (Игра «Какой сок?»).
Логопед. Пират сказал мне, что сокровища зарыты на последнем острове, и их охраняет абориген. Отправляемся туда.
Нас встречает абориген, он нас проводит к сокровищам. Только сначала нужно угостить его фруктами и ягодами со звуком (Р). Раскрась их.
Ребенокраскрашивает рисунки.
Логопед.Из этих фруктов и ягод абориген приготовит соки. Какой сок у него получится? (грушевый, крыжовниковый, смородиновый).
Ребёнокподбирает и проговаривает прилагательные.
Логопед.А вот и сундук . Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?
Ребенокоткрывает сундучок — в нем конфеты.
Логопед. Наверное, это проделки аборигена. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.
10. Итог занятия.
Логопед. Пора возвращаться домой, наш путь был долгим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?