kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальное логопедическое занятие при ринолалии "Дифференциация звуков [в] - [ф]".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное логопедическое занятие при ринолалии "Дифференциация звуков  [в] - [ф]".

Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  • коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие при ринолалии "Дифференциация звуков [в] - [ф]".»



Класс ******* Дата ******

Учащийся ******
Тема: Дифференциация звуков [в] - [ф] .Буквы В в и Ф ф.





Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.

  • коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.

Оборудование: зеркало, наглядный материал, схема для звукового анализа,стакан с водой, трубочка, мягкие буквы.



Ход

1. Организационный момент

***, посмотри на меня, давай подарим друг - другу улыбку. С хорошим настроением мы отправляемся работать.



2. Артикуляционная гимнастика, массаж мягкого неба, лицевых мышц, губной мускулатуры, упражнения для челюсти, мимическая гимнастика.



  • Артикуляционная гимнастика:

- Чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику и сделать массаж.

1. «Улыбочка» 

2. «Заборчик» 

3. «Накажем непослушный язычок» 

4. «Вкусное варенье»

5. «Почистим верхние зубки» 

6. «Орешек»

7. «Часики»

8. повернуть голову вправо, язык высунуть влево, повернуть голову влево, язык – вправо.



  • Активная гимнастика мягкого неба.

1.- имитировать позевывание. Упражнение улучшает кровообращение головного мозга и усиливает отток венозной крови;

2.- пропевать гласные с постепенным усилением и ослаблением голоса.

3.- произвольно покашливать; при этом покашливание производится не на уровне гортани, как это делается, когда присутствуют неприятные ощущения в горле, а на уровне мягкого неба. Эти действия вызывают рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и способствуют возникновению полноценного небно-глоточного смыкания. Сначала покашливание производится с высунутым языком. Воздушный поток при этом направляется в ротовую полость. Таким образом, выполняя задание, помимо активизации мягкого неба, дети тренируются в выработке направленной воздушной струи;

4.- полоскать горло с запрокинутой головой маленькими глотками

5.-пить воду маленькими глотками.



  • Массаж лицевых мышц.

1.-поглаживание лба от середины к вискам кончиками пальцев обеих рук легкими равномерными движениями;
2.-равномерное осуществление движений от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон;

  • Массаж губной мускулатуры.

1.-легкими движениями поглаживать верхнюю губу от середины к углам средними пальцами обеих рук;
2.-осуществлять надавливающие движения большим, указатель-ным и средним пальцами обеих рук на верхнюю губу.

  • Упражнения для нижней челюсти.

1.-плавно и медленно открывать и закрывать рот под счет до пяти, кончик языка при выполнении данного упражнения находится у нижних зубов;
2.-открывать и закрывать рот;
3.-имитировать жевание;
4.-двигать нижнюю челюсть вперед, вправо, влево;

  • Мимическая гимнастика:

1.-надуть одновременно обе щеки;
2.-попеременно надувать правую и левую щеки;
3.-втянуть щеки в ротовую полость между зубами;
4.-удивиться (поднять брови);
5.-сделать веселое лицо (улыбнуться);
6.-сделать сердитое лицо (нахмурить брови).


3 .Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

1.- «Бурлящая вода». Подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

2.«Язычок играет в футбол»( Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

3.«Надуй шарик»

4.«Шарик сдулся».




4. Изучение новой темы.

Анализ артикуляции.
- Кто это? (Ворон)
- Что это? ( Футболка)
- Назовите первый звук?
- Это гласные звуки или согласные? ( Согласные)
-Почему? ( Есть преграда воздуха).
- Кто догадался, над какими звуками будем работать на занятии? (Звуки в-ф)
- Это тема нашего занятия.
- А теперь давай посмотрим в зеркало, как образуются звуки в-ф?



5. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие). 

Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].

- При произнесении звуков [в] и [ф] в каком положении находятся губы? (Нижняя губа касается передних верхних зубов, верхняя губа поднята.)

- Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)

- В каком положении при произнесении звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)

- При произнесении звуков [в] и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)

- Молодец! Ты правильно определила артикуляцию звуков [в], [ф].



6. Характеристика звуков [в], [ф].

- А сейчас дай характеристику звуков [в], [ф].

- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

- Почему? (Голосовые связки дрожат.)

- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуй его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

- Назови в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)



7. Автоматизация звуков [в] и [ф] в изолированном виде.

Звукоподражания:

-«Вьюга»-вввввввв

-Шар лопнул»-ффффффф

-«Больно»-ва-ва

-«Ежик»-фф-фф

-«лягушка»-ква-ква.


8. Развитие фонематического слуха (игра «Поймай звук»).

А теперь давай поиграем в игру.

Хлопни в ладоши один раз, если услышишь звук [в], и два раза – если услышишь звук [ф].

Звуки: [ф], [р], [с], [в], [н], [ч], [к], [ф], [ч], [в], [к], [в], [д], [н], [ф], [к], [ч].

Слоги: па – ка – ва – са – но – фо – ну – ву – ты – фы – во – фу.

Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.



9. Соотнесение звуков [в] и [фс буквами В и Ф. 



- какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой В.)

- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)

Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой Ф.)

- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (тоже состоит из трёх частей.)


10. Развитие фонематических процессов


Дифференциация в-ф в слогах
.Я читаю слоги и звуковые сочетания, а ты поднимаешь соответствующую букву.
(Ва, фы, вла, фе, фле, вра, вло, фра, вры, флю, фре).

Игра «Наоборот»
- Меняем букву в на ф и наоборот.
- Ва- (фа)
- Вы- (фы)
- Ви- (фи)
- Фы- (вы)
- Фу- (ву)
- Ве- (фе)



11. Разгадывание кроссворда.

- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

  • За водой идут – 
    Песни звонкие поют.
    А назад идут – 
    Слезы льют. (Ведра)

  • Зазвенели ручьи, 
    Прилетели грачи.
    В дом свой, улей, пчела
    Первый мед принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает? (Весной)

  • По полю рыщет,
    Поет да свищет,
    Деревья ломает,
    К земле приклоняет. (Ветер)

  • Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит,
    Не догонишь его. (Время)

  • Знак, обозначающий число. (Цифра)

  • Обувь. (Туфли)

  • Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)

  • Водитель автомобиля. (Шофер)



12. Физкультминутка

-«ЛАДОНЬ-КУЛАК»

-«ПООЧЕРЕДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВСЕХ ПАЛЬЦЕВ», «КОЛЕЧКИ».

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал : «ВВВВВВВВ!»

Дул он долго ,зло ворчал

И деревья все качал «ФФФФФФФ!»


13. Речевая разминка        

- Повтори за мной  чистоговорки:

Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи



14. Работа по карточке

Итог

  Чему ты научилась на занятии? Что ты ещё сегодня узнала нового? Ты большая молодец, хорошо выполняла все задания и правильно произносила звуки В и Ф.



Карточка к занятию

Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в и Ф, ф.







Вставь буквы В или Ф


Музыкант настроил ар __ у. 
За рулем сидит шо __ёр. 
Делают из хлопка __ату. 
Молочный продукт – ке __ир. 
На столе стоит красивая __ аза. 
В море высокие __олны. 
В магазине продаётся со __а. 
Ночная птица – это со__ а. 

Игра «Что лишнее?»

Найди лишнее слово ( по наличию звуков [в] или [ф]: подчеркни его.

кофта, фартук, ворота, фонарик  

сова, ванна, диван, фокусник  

фамилия, фрукты, факел, валенки

волк, фазан, ворона, сова

фонтан, волосы, волна, воздух



Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

- Перед тобой слова-картинки, в которых произносятся звуки В-Ф.

- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

(Задавать наводящие вопросы: какой предмет, измени на множественное число)


Из каждого слова вычеркни одну букву. Сделай это так, чтобы из оставшихся букв получилось новое слово. (мягкие буквы)

Составь слова:

-Шарф -Воля

-Ствол - Вдруг

-Фрак -Ветер

-Вафля


Подошло время для смекалки. Если отгадаешь загадки, то и отгадаешь кроссворд.


В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Ф

 

 





В

Ф



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуальное логопедическое занятие при ринолалии "Дифференциация звуков [в] - [ф]".

Автор: Сосновская Мария Владимировна

Дата: 14.05.2018

Номер свидетельства: 469475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства