Просмотр содержимого документа
««Игровая гостиная, или «Давайте поиграем дома с детьми!»
Занятие - тренинг для родителей детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Игровая гостиная, или «Давайте поиграем дома с детьми!
Цель: обучить родителей применять специальные игры для подготовки детей к школе (игры и игровые приёмы на развитие мышления, внимания, речи); повысить уровень компетентности, формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям для развития мышления, внимания, речи своего ребёнка в семейном кругу.
Задачи:
формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга;
совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения развивающих игр;
повышать компетентность и знания родителей в области семейного воспитания;
формирование активной педагогической позиции родителей;
вовлечение родителей в воспитание своих детей.
Предварительная работа:
разработка педагогами группы (воспитатели, учитель-логопед) конспекта занятия с родителями;
анкетирование родителей;
подготовка необходимого инвентаря, атрибутов, материалов для проведения тренинга;
согласовать с руководством учреждения дату проведения мероприятия;
оповестить родителей о дате и времени мероприятия;
в день проведения тренинга подготовить группу к проведению мероприятия;
организовать в приемной группы выставку с играми для развития внимания, памяти, мышления, речи.
Методический продукт для родителей:сформировать электронную папку "Играем дома". (Предложить родителям скопировать на электронный носитель).
Оборудование и материалы:мяч, листы бумаги, карандаши, шляпа, наборы для звукового анализа, атрибуты для игр.
Участники занятия-тренинга:педагоги, родители.
Продолжительность тренинга:35 - 45 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ-ТРЕНИНГА
Вводная часть.
Приветствие родителей.
Сообщение темы занятия.
Л о г о п е д. Все дети очень любят играть. Игра является частью детства, непременным его атрибутом. Этот вид деятельности доступен как дошкольникам, так и младшим школьникам. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушарной взаимосвязи, формирования звукового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости в детском саду проводятся разнообразные игры.
Сегодня мы вместе будем играть в игры, которые помогут вам в семейном кругу подготовить своего ребёнка к школе. Эти игры развивают память, внимание, мышление, речь.
Разминка.Упражнение "Снежинка".
Л о г о п е д: - Сейчас мы с вами выполним упражнение. Главные условия: ни на кого не смотреть, слушать мою инструкцию.
- Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте: сложите лист пополам; оторвите правый верхний уголок. Продолжите эти действия, пока они будут возможны. Теперь раскройте свою снежинку. Найдите среди других снежинок такую же, как ваша. Нашли?
Участники отвечают, что не нашли.
Л о г о п е д: Почему, как вы думаете?
Предположения и высказывания самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разными, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что все дети - разные: различны их способности, возможности и личные качества.
Родители выполняют упражнение «Снежинка».
Л о г о п е д. - Попробуем определить, готов ли ваш ребёнок к обучению в школе. Перед вами небольшой тест. Отвечайте на вопросы "да" или "нет".
Мой ребёнок сидит на занятиях спокойно.
Внимательно слушает педагога, старается выполнять его задания.
Все работы старается выполнить самостоятельно и аккуратно.
Мой ребёнок может довольно подробно и складно ответить на вопрос педагога, пересказать небольшой рассказ.
Быстро запоминает стихи и песенки.
Мой ребёнок активно участвует в праздниках и других мероприятиях детского сада.
Если вы на все вопросы ответили "да", то ваш ребёнок к школе готов, а если "нет", то вам необходимо задуматься, всё ли вы как родитель сделали для успешного обучения ребёнка в школе.
Как помочь ребёнку избежать школьных трудностей?
Л о г о п е д. Для любого любящего родителя - его ребенок самый лучший, талантливый, красивый. Пока ребёнок маленький, родители часто не задумываются о том, что с его взрослением жизнь предъявляет к нему всё большие требования. Случается, родители пребывают в иллюзиях относительно полного благополучия их чада, которые могут продолжаться достаточно долго. Например, до первого класса.
Школа безжалостно расставляет детей по рангу, и малейшая несостоятельность ребёнка может вытолкнуть его из благополучной группы успевающих во всём учеников на обочину, что в дальнейшем может пагубно отразиться на нервно-психическом состоянии этой ещё маленькой, но личности и привести к другим проблемам социального, психологического характера.
Чтобы снизить риск школьной дезадаптации предлагаем регулярно играть с ребёнком в игры, которые мы вам сегодня покажем.
Игра "Словесный мяч".
Л о г о п е д. Предлагаю ознакомиться с игрой "Словесный мяч. Игра развивает умение представлять графическое выражение слова, развивает звуко-буквенный анализ и синтез, внимание, мышление.
В руках у педагога мяч. Участникам игр предлагается встать в круг.
Л о г о п е д. Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например: кусок-коса-арбуз.
Рекомендации по проведению игры «Словесный мяч» следующие:
1. Для игры необходимо приготовить мяч.
2. Необходимо обсудить с игроками правила игры.
3. Слова для игры можно подбирать на последнюю букву предыдущего слова, на предпоследнюю букву слова и т.д.Можно подбирать слова на последний слог, который будет началом следующего слова.
4. Если в игре участвуют два человека, мяч передаётся от игрока к ведущему. Если принимают участие несколько человек - мяч можно передавать от каждого игрока к ведущему или начать с ведущего и передавать мяч от игрока к игроку.
5. В конце игры можно вручить каждому игроку приз.
Логопед проводит игру «Словесный мяч».
Игра «Звуковые домики».
Для развития звуко-буквенного анализа, закрепления знания образа букв можно использовать игру «Звуковые домики».
Л о г о п е д. Перед вами картинка (или предмет). Вы должны с помощью вырезанных из картона фишек выложить звуковой домик для данного слова.
Рекомендации по проведению игры «Звуковые домики»:
1. Необходимо заранее подобрать картинки из газет и журналов или старых книг, разложить их перед игроками.
2. Необходимо вырезать треугольные фишки (размер 3 см*3см) красного, синего и зелёного цвета.
3. Необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут строить звуковые домики (например, не больше 3 минут).
4. По секундомеру (будильнику или песочным часам) все игроки начинают строить звуковые домики.
5. После каждой игры игроки проверяют задания, уточняют ошибки.
6. Игра проводится 3-4 раза, победителю присуждается приз.
Родители выкладывают звуковую схему слова.
Игра «Назови соседей».
Рекомендации по проведению игры «Назови соседей».
Цель: развитие координации, ловкости движений, уточнение математических представлений.
1. Для игры необходим мяч.
2. Перед игрой необходимо обсудить правила игры.
3. Играть могут как два человека так и несколько человек.
4. Играющие становятся в круг.
5. Взрослый берет мяч в руки, бросает его ребёнку и называет число (от 0 до 10), ребёнок, поймав мяч, должен назвать «соседей» названного числа (на 1 больше, меньше).
6. После этого он называет свое число и бросает взрослому или следующему ребенку.
7. Если поймавший ошибается – выбывает из игры.
Упражнение «Графический диктант»
Рекомендации по проведению задания «Графический диктант».
Цель: учить внимательно слушать и выполнять указания взрослого, развивать ориентировку на листе бумаги, глазомер.
1. Необходимо подготовить бумагу в клетку и простые карандаши.
Нарисуем телевизор – проведем линию так: 10 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 10 клеточек влево, 8 клеточек вверх. От начала отступи клеточку вправо, клеточку вниз и поставь точку. Нарисуй экран телевизора, начиная отсчет клеточек от этой точки: 8 клеточек вправо,6 клеток вниз, 8 клеток влево, 6 клеток вверх. Внизу напиши название телевизора и нарисуй кнопки. На экране нарисуй героя из своего любимого мультфильма.
Игра «Я загадал…»
Рекомендации по проведению игры «Я загадал…».
Цель: развитие логического мышления детей.
1. Перед игрой необходимо обсудить правила игры.
2. Играть могут как два человека так и несколько человек.
3. Загадайте какой-либо предмет.
4. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что загадано.
Например:
- Этот предмет летает?
— Да.
— У него есть крылья?
— Нет?
— Он высоко летает?
— Нет.
— Он одушевленный?
— Нет.
— Он сделан из пластмассы?
— Нет.
Игра в «Детское домино».
Л о г е п е д:Берем по 7 элементов и каждый складывает их в свою стопку. Игроки по очереди берут верхний элемент из стопки и кладут элемент на стол, так чтобы цвет граней совпадал. Выигрыша здесь нет и нет проигрыша.
По дороге в детский сад играйте с ребенком.
Игра «Изучение дней недели»
1.Сколько дней в недели?
2. Прошло 3дня с начала недели .Сколько дней осталось до ее конца?
3Как называется второй,(первый, четвертый ит. д)день недели?
4.Пятница (воскресенье ,среда и т.д),который по счету день недели?.
5.В четверг у нас были гости и сказали ,что придут еще раз через неделю. В какой день недели они придут?.Который это по счету день недели?
6.Сегодня среда. Какой день недели был вчера?.Какой день недели будет завтра.?
Заключительная часть.
Рефлексия занятия («Шесть шляп мышления» по методике Эдварда де Боно)
Л о г о п е д. - Уважаемые род ители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому мы предлагаем вам выбрать и «примерить разноцветные шляпы и выразить своё отношение к занятиям.
Педагог предлагает выбрать каждому участнику тренинга бумажную шляпу определённого цвета. Далее педагог объясняет, о чём должен говорить человек, выбравший шляпу определённого цвета.
Красная шляпа – какие вы испытали эмоции.
Жёлтая шляпа – что было положительного в проведённом занятии.
Чёрная шляпа – какие отрицательные моменты или недостатки вы увидели на занятии.
Зелёная шляпа – ваши предложения и идеи в отношении проведённого занятия.
Белая шляпа – какие вопросы возникли в ходе занятия.
Синяя шляпа – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы ещё получить на следующих тренингах.
Педагог предлагает участникам высказать своё мнение о проведённом занятии.
Завершение занятия (ритуал прощания).
Л о г о п е д. Уважаемые родители! Нам было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Подводя итог, хочется отметить, что самое важное для детей – это поддержка родителей и педагогов, особенно в сложных ситуациях. Нельзя бросать ребёнка одного, необходимо всегда быть рядом и помогать ему: регулярно и терпеливо проводить игры и специальные занятия, которые должны быть постоянными и интересными для ребёнка. Родители и педагоги могут помочь ребёнку научиться преодолевать трудности, не потерять веру в себя и свои силы.