Оборудование: Презентация «Буква Я.В гости к Бабе Яге за волшебными яблоками». Предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь. Пособие «Яхты». Конверт с загадками, тетради с прописями и цветными ручками (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Знакомство с героями занятия – мальчиком Яшей и девочкой Яной.
(слайд 2)
- Знакомьтесь, это Яша и Яна. Им нужно пройти через этот лес и попасть к Бабушке Яге за волшебными яблоками. Но лес - необычен, нужно преодолеть много трудностей и преград. Поможем Яше и Яне?
II. Основная часть.
- Дети отправились в путь. (слайд3)Вот и первое препятствие - на пеньке лежит конверт, (слайд4)
Посмотрите, что в нём? (Картинки.) (слайд5)
1. Игра «Послушай и назови»
На доске картинки: змея, листья, якорь, ящик, яблоко.
Логопед предлагает послушать загадки, назвать отгадки:
-Послушайте загадку:
«Круглое, румяное с дерева упало,
Тане в рот попало». (Яблоко.)
«Весной появляются.
Всё лето растут,
А осень придёт – опадут!» (Листья.)
«Она шипит, она пугает,
Под листья быстро уползает» (Змея.)
«Кораблям надёжный друг!
Лапой сжал морской я грунт.
И на дне морском лежу
Крепко корабли держу». (Якорь.)
«Я темного цвета,
Стою на земле.
И много вещей
Хранится во мне». (Ящик.)
Найдите отгадку на картинках.
Вывод: во всех словах есть буква Я.
2. Знакомство с буквой Я. (слайд6-7)
- Она необычна тем, что может обозначать два звука, вот послушайте слова: йаблоко, йакорь, йащик, йасень. Что слышите? (В начале слова два звука ЙА.) Верно, нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука. А в слове змея, листья – в конце слова.
- Пошли Яша и Яна дальше. Вот перед ними большая и глубокая яма, а возле нее растёт высокий ясень. (слайд8)
Как им перебраться на другую сторону? (Проблемная задача.)
Ответы детей:- Нужно спилить ясень.
Пальчиковая гимнастика: «Пила» (слайд9)
Левую руку к столу прижимаю,
Правой рукой я её растираю.
Движется быстро и точно рука,
Как будто в пилу превратилась она.
- Яша и Яна перебрались через яму на другую сторону леса. (слайд10)
Пошли по извилистой дорожке, и дошли до речки. (слайд11)
На чём им перебраться на другой берег? (На плоту, на лодке и т.д.) А можно и на яхтах. (слайд12)
3. Игра «Яхты» (слайд13-23)
- Посмотрите на эти яхты, что заметили? (На первой Я– в начале схемы, на второй – в середине, на третьей – в конце.)