Фронтальное занятие
по формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
ТЕМА:
«Закрепление употребления
предложно-падежных форм в речи детей»
ЦЕЛЬ: Закрепление употребления предлогов НА, В, ПОД.
Самостоятельное составление предложений с предлогами.
Задачи:
- анализ предложения, типа: «Сорока сидит на суку»;
- закрепление представлений о зимующих птицах;
- пересказ и завершение рассказа «Друзья птиц»;
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки: мальчик, девочка, кот, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, клест,
крыша, сосна, скамейка, труба, ветка ели, забор, пень, крыльцо, осенние листья на земле, кормушка.
Панно (сюжетная картинка) «Осенний парк».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
2. Отгадывание загадок
Черная, как вар,
Кричит: «Карр!» (ворона)
Ворону помещаем на опавшие листья.
Вещунья белобока,
А зовут ее …(сорока)
Сороку – на пень.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? – (воробей)
Воробья – на скамейку.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Дятла – на ствол дерева.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Снегиря – на ель (рябину).
Желтое брюшко
У маленькой птички,
А зовут ее … (синичка).
Синицу – на кормушку.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать ляжет в дупло. (сова)
Сову – на ветку дерева.
Белый бок, серый бок-
Воркует нежно … (голубок).
Голубя – на спинку скамейки.
3. Размещение птиц на панно «Осенний парк», договаривание предложений.
- Ворону мы сажаем (ПОД деревом).
- Сорока уселась (НА пень).
- Воробей чирикает (В кормушке).
- Снегирь клюет шишки (НА ели).
- Синица прилетела (НА кормушку).
- Сова сидит (В дупле).
- Дятел стучит (НА дереве).
4. Составление предложений по своим картинкам с предлогами НА, В, ПОД.
Игра «Где сидит ворона?»
6. Анализ предложения.
7. Игра «Путаница» - преобразование деформированной фразы:
воробьи, на, чирикать, дорожка –Воробьи чирикают на дорожке.
пень, скакать, на, сорока –
дупло, сова, ухать, в –
кормушка, синица, на, клевать, зерна –
ягоды, снегирь, клевать, на, калина –
улица, вороны, на, каркают –
крыша, воркует, под, голуби –
дерево, клюв, на, стучит, дятел –
8. Физкультминутка. Игра «Совушка»
9. Игра на развитие памяти и внимания «Кого не стало?» по панно с проговариванием полного предложения с предлогами НА, В, ПОД
Образец: Не стало сороки на пне.
10. Составление рассказа по картине (панно)
Логопед дает начало рассказа, ребенок повторяет и придумывает свой конец.
Итог занятия.