Просмотр содержимого документа
«Фронтальное логопедическое занятие на тему:"Профессии".»
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи младших школьников (1 класс (ЗПР)) на тему :«Профессии».
Цели:
Образовательные:расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Коррекционные: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме. Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа;
Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-. Развивать фонематический слух. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.
Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять. Оборудование: презентация, картинки с головными уборами представителей различных профессий, инструменты.
Ход занятия Организационный момент.
/Установление эмоционального контакта/
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
- Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.
Логопед: « Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы с вами посетим « Город мастеров». Это такой город, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки»:
Загадки про профессии (активизация номинативного словаря)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота всех отвозить по утрам На работу. (водитель)
С огнем бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)
Кто учит детишек писать и читать,
Природу любить, стариков уважать? (учитель)
Артикуляционная гимнастика.
Кто-то учит
Язык поднять вверх и опустить вниз(«Качели»)
Кто-то варит
Облизать губки( «вкусное варенье»)
Кто-то нам белье стирает.
Подвигать языком влево-вправо («Часики»)
Кто-то лечит
Провести поочередно языком по верхним и нижним зубам( «Маляр», «Чистим зубки»)
Кто метет.
Водить зубами по языку вперед и назад( «Расческа»)
Кто-то сказочку прочтет.
Кончик языка « упереть» в верхнее небо («Грибок»)
Не кончаются заботы,
Много у людей работы.
Поочередно упирать язык в левую и правую щеку (Футбол»)
Игра «Кто что делает?» (активизация предикативного словаря)
Логопед: «Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас! А еще они хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть вам профессию человека, а вы мне ответите, что же он умеет делать?»
Повар что умеет?… вкусно готовить, варить, жарить;
Учитель?…учить читать, писать;
Врач?…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник?… красиво рисовать;
Пожарный?…тушить пожар;
Строитель?…строить большие, красивые дома;
Продавец?…продавать разные товары;
Парикмахер?…стрижет, делает красивые прически;
Водитель что умеет?… хорошо управлять машиной;
Мотоциклист что умеет?…управлять мотоциклом;
Летчик что умеет?…управлять самолетом;
Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей; Пианист что умеет?…играет на пианино;
Гитарист что умеет?…играет на гитаре.
Игра «Кем ты будешь?»
Логопед: «Ребята, жители города мастеров предлагают нам самим стать жителями их города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (перед детьми картинки с изображением головных уборов представителей определенных профессий). Ребята, открывайте глаза».
-Перед тобой изображение с каской строителя, значит кем ты стал? (Строителем).
- На тебе колпак повара, кем ты стал? (Поваром).
-На тебе шляпа художника, кем ты стал? (Художником).
-На тебе шапочка врача, кем ты стал?( Врачом).
-На тебе фуражка полицейского, кем ты стал?( Полицейским).
Самомассаж с помощью карандаша « Мастер-сапожник».
Дети берут в руку карандаш и повторяют за логопедом
Мастер, мастер, помоги,
Прохудились сапоги!
Катаем карандаш в ладошках
Забивай, покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости.
Постукиваем карандашом по ладошке .
В конце самомассажа логопед интересуется о какой профессии эта загадка? (сапожник)
Игра «Найди инструмент».
Логопед: «Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».
Логопед поочередно подходит к каждому ученику, и предлагает на выбор достать из коробки понравившийся или знакомый ему инструмент. Дети составляют предложения кто, с чем будет работать и кем он тогда станет…
-Я буду работать… шприцом, градусником.
ножом, половником.
кисточкой, красками.
свистком, жезлом…
Логопед: «Ребята, вы большие молодцы! Теперь вы можете по праву считаться настоящими жителями « Города мастеров». А теперь скажите мне пожалуйста, чем пользуются в работе люди других профессий? Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея?»
Ответы детей.
Физминутка.
Логопед: «А теперь ребята, мы с вами встанем вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения». Под музыкальное сопровождение дети выполняют движения за логопедом.
Ну-ка летчики, пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет.
Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Наш почтовый самолет.
Игра «Придумай профессию».
Логопед: «Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».
-Этот человек рыбу ловит, он кто?
-Рыболов.
-А этот лес рубит, кто он?
-Лесоруб.
- А этот трубы чистит, он кто?
-Трубочист.
- А этот землю копает, он кто?
-Землекоп.
-А этот пчел разводит, кто он?
-Пчеловод.
Молодцы ребята! Теперь и у нас есть профессии.
Игра «Мастерицы».
Логопед: «А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»
Он певец, а она… певица;
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она.. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница.
Игра «Расскажи о профессии».
Логопед: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема».
Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план: «Назови профессию».
Чем занимается человек данной профессии?
Чем он работает?
Где он работает?
Итог занятия.
Логопед: «Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Давайте мы с вами вспомним, кто же там живет?»
Игра «Кем ты будешь?»
- А кем хотите стать вы когда вырастите и почему ?