Фронтальное логопедическое занятие в 4 классе по теме : Деление текста на части.
Фронтальное логопедическое занятие в 4 классе по теме : Деление текста на части.
Тема занятия: Деление текста на части. Составление плана текста.
Цель: закреплять знания о понятии «текст» и его особенностях построения
Задачи: 1) Образовательные - учить выделять в тексте смысловые части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану; уметь составлять план, использовать его при пересказе текста.
2) Коррекционно-развивающие - развивать коммуникативные и познавательные компетенции, зрительное и слуховое восприятие, упражнения на улучшение мозгового кровообращения.
3) Воспитательные - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фронтальное логопедическое занятие в 4 классе по теме : Деление текста на части. »
Тема занятия: Деление текста на части. Составление плана текста.
Цель: закреплять знания о понятии «текст» и его особенностях построения
Задачи: 1) Образовательные - учить выделять в тексте смысловые части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану; уметь составлять план, использовать его при пересказе текста. 2) Коррекционно-развивающие - развивать коммуникативные и познавательные компетенции, зрительное и слуховое восприятие, упражнения на улучшение мозгового кровообращения. 3) Воспитательные - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Оборудование: Тест по теме: «Текст», карточки зеленого и красного цвета (по уровню сложности) с текстом, рисунки с изображением синицы, поползня, сквера, мальчика с птицей на руке, ребус, послание инопланетян, их изображение, части текста.
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение темы и цели урока. – Посмотрите на доску! Узнайте тему занятия, разгадав ребус. (Слово «текст»)
1 = Т
- Откройте тетради, запишите число и тему. Мы продолжаем работу над текстом. Подойдите к столу и скажите, что там лежит? (Части текста). Подберите к каждой части правильное описание. Прикрепите к доске что получилось.
- Что же мы будем учиться делать с текстом? (учиться делить текст на части).
– Правильно! А еще мы будем составлять план текста. Повторение изученного о тексте.
- Я вчера получила странное послание от инопланетян. Вот ОНИ. (На доске изображение инопланетян). Прочитайте…. Что нужно сделать, чтоб прочитать? (Дописать верхнюю часть букв). Что вы прочитали?
Послание: Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Старый друг лучше новых двух. Дружба – не разлей водой.) - Какие пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде).
- Инопланетяне очень умные и они хотят, чтобы мы выполнили 1-ое задание. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.
1. Работа у конторки Базарного. Выполнение теста по теме «Текст». На каждый вопрос выберите один правильный вариант ответа и обведите в кружок. Обсуждайте вместе в группе.
1.Выбери верное утверждение:
а) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится точка;
б) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Каждая часть текста начинается с красной строки.
3. Укажи сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот и школа скоро будет звонок на урок.
1) 4
2) 5
3) 6
4. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ “Лучший подарок”.
1) Поиграла Катя с куклой и уложила её спать.
2) Папа подарил Кате русские народные сказки.
3) У Кати был день рождения.
4) Мама подарила куклу.
5) Открыла Катя книгу и стала читать. Проверка теста у доски. Каждый ученик читает по одному заданию и ответ. Сверка с доски.
1?
2?
3?
4?
Б
Б
2
3, 2, 5, 4, 1.
- Хорошо! С 1 заданием вы справились.
Работа над новой темой. Работа в парах.
Хитрые инопланетяне запутали мой текст, который я для вас приготовила. Исправьте, пожалуйста, ошибки. На красной карточке сложное задание. На зелёной - более легкое. Выберите вместе (в паре) уровень сложности, который вам бы хотелось выполнить.
Красная карточка:Задание:Прочитайте текст. Определите сколько частей в этом тексте? Выделите каждую часть вертикальной чертой.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетел поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Зеленая карточка:Задание: Прочитайте. Части текста переставлены местами. Укажите слева в квадратике правильную последовательность частей цифрами 1, 2, 3.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетел поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
- Что вы сейчас делали? Зачем?
5. Физминутка.
И.п. – о.с.
1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад;
2 – локти вперед;
3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед
Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
1) Словарная работа. В тексте вам встретилось слово сквер. В какой части текста это слово? 1 читает, 2 простукивает, проговаривая четко каждое слово, остальные считают количество слов.
- Что такое сквер? - Где можно узнать значение нового слова? (интернет, учебник, толковый словарь) Откройте толковый словарь. Найдите слово сквер. Прочитайте, что обозначает это слово. Сквер - это небольшой участок в городе, в котором могут быть фонтаны, клумбы, деревья, детские площадки, беседки, памятники.
2) Показ иллюстраций с изображением скверов. - Посмотрите, какие бывают скверы! В нашем городе тоже есть скверы.
(Сквер первопроходцев на берегу Оби, Сквер Победы у памятника солдату).
3) Анализ текста. Чтение по цепочке. Полные ответы. - О чём говорится в тексте? ( О том, как Слава сделал кормушку и кормил птиц.) - Какие птицы прилетели к кормушке? (Показ рисунков с изображением синицы, поползня.) - Какова главная мысль текста? (Что главное хотел сказать автор?) (Зимой птицам голодно, и их нужно подкармливать. Птицы - наши друзья). - Найдите предложение, в котором выражено какие чувства испытывал герой? (Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.) - Найдите предложения, которые соответствуют данному рисунку. (Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика.) - Как можно озаглавить текст? (Кормушка для птиц. Наши друзья. (запись на доске)). - Какое из этих названий отражает тему текста, какое- главную мысль текста?
6. Работа над планом текста. Работа в тетради.
- Запомните инопланетянина слева от вас и нарисуй. Давайте выполним последнее задание. - Запишите в тетрадь название текста, которое вам больше понравилось. В каждой части выделите главное и озаглавьте. Получится план текста. План 1. Слава смастерил кормушку. 2. Пернатые гости/ Птицы - наши друзья. 3. Наблюдение за птицами.
- Что нужно сделать, чтобы составить план текста? (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть.)
7. Итог урока. Рефлексия
Сегодня на занятии…
Я не знал …
Теперь я знаю…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
= Т
НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЁЛ – БЕРЕГИ.
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.
ДРУЖБА – НЕ РАЗЛЕЙ ВОДОЙ.
1?
2?
3?
4?
Б
Б
2
3, 2, 5, 4, 1
ТЕСТ
На каждый вопрос выберите один правильный вариант ответа и обведите в кружок.Обсуждайте вместе в группе.
1.Выбери верное утверждение:
а) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится точка;
б) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Каждая часть текста начинается с красной строки.
3. Укажи сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот и школа скоро будет звонок на урок.
1) 4
2) 5
3) 6
4. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ “Лучший подарок”.
1) Поиграла Катя с куклой и уложила её спать.
2) Папа подарил Кате русские народные сказки.
3) У Кати был день рождения.
4) Мама подарила куклу.
5) Открыла Катя книгу и стала читать.
Красная карточка.
Прочитайте текст. Определите сколько частей в этом тексте? Выделите каждую часть вертикальной чертой.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетел поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Зелёная карточка.
Прочитайте. Части текста переставлены местами. Укажите слева в квадратике правильную последовательность частей цифрами 1, 2, 3.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетел поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Текст в правильной последовательности
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетел поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.